24.09.2017 22:40

Цена, стоимость, ценность

Цена, стоимость, ценность

Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар.

Понятие цены неотделимо от понятия ценности. Особое внимание вопросу ценности уделяет Гегель, разграничивая ценности на экономические и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». Эти ценности относительны, т.е. зависят от спроса. Во втором смысле ценности связываются со свободой духа.

В современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение.

Человечество не может существовать без экономической деятельности, а она, соответственно, без экономической ценности как единства цели (полезности) и средства (затраты). В условиях товарного производства экономическая ценность принимает форму стоимости. Согласно теории спроса и предложения стоимость товара может проявиться только в цене. Следовательно, цена определяется соотношением спроса и предложения. Эта теория дополняет теорию трудовой стоимости, так как увязывает ее с рынком, ценой и механизмом ее формирования. Сущность теории предельной полезности заключается в том, что стоимость товара зависит от его предельной полезности. Если количество какого-либо товара меньше, чем потребность в нем, то его ценность возрастает. При увеличении предложения ценность его падает до предельной полезности. Таким образом, теория предельной полезности является продолжением теории спроса и предложения.

Экономический товар включает в себя одновременно и благо (он нужен потребителю), и затраты (для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (удовлетворяют наши потребности), редкость (для их производства нужны ограниченные ресурсы). При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой.

Борисова А.А.

Цена, стоимость, ценность

Опубликовано 24.09.2017 22:40 | Просмотров: 636 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0
avatar