21.02.2019 13:11

«Домашний архив» как историческое открытие: о воспитании патриотизма через участие студентов в историко-культурных исследовательских проекта

«Домашний архив» как историческое открытие: о воспитании патриотизма через участие студентов в историко-культурных исследовательских проекта

Патриотизм - сложный феномен, состоящий из множества, порой очень личных характеристик, но -- для всех и всегда -- это любовь к Родине, осознание своей принадлежности к стране, народу, его культуре и истории. Историческая память каждого нового поколения складывается не только из общего свода событий и фактов, устоявшихся и отложившихся в учебниках. Каждый молодой человек познает историю своей Родины, учится понимать свой народ и любить свою Родину с первых лет своей жизни в семье. Большая история страны постигается нами, отзывается в сердце личной историей наших близких, историей семьи, историей дома.

Одной из наиболее интересных форм участия студентов в создании такой истории являются проекты, инициированные еще в 2002 году кафедрой истории и культурологии (проф. Е.М. Раскатова "История страны - история семьи", "XX век в истории моей семьи", «Война. Семья. Победа»). Сверхзадача проекта - через интерес к личной семейной истории сформировать устойчивый интерес к истории Отечества; в соответствии с современными методологиями расширить представление студента об истории через повседневную историю, об историческом источнике через нетрадиционный документ, предмет и т.п.; в ходе совместной работы привить навыки анализа исторического источника и т.д. Поиск современного историка нацелен на человеческое содержание истории, в центре внимания историка оказывается именно личность. «История - не «социальная физика», но развертывание бесчисленных человеческих судеб» (А.Я.Гуревич).

Профессиональный историк, участвуя в этом исследовательском опыте, не мог ни обратить внимание на внешнюю характеристику собранных источников. Студенты приносили из семейных архивов самые разные виды источников: письменные как традиционные (письма, отрывки дневниковых записей, домашние мемуары и т.п.), так и редкие (карточки, талоны на продукты, книжки с записью трудодней, удостоверения государственных наград, почетные грамоты, военные стихи и др.), фотодокументы, собственные записи воспоминаний старших как магнитофонные, так и «от руки». Среди самых незабываемых впечатлений от внешнего вида источника – печать «проверено военной цензурой» на всех письмах с фронта, иногда самого безобидного содержания. Нередко нам приходилось искать объяснение у преподавателя, чтобы понять характер происхождения ряда документов (книжка трудодней, продуктовая карточка), их название, что, в дальнейшем, приводило к обсуждению таких вопросов как ценности, знаки и символы эпохи. Тексты, по сути, отражают одновременно несколько уровней общественного сознания наших соотечественников разных поколений: детей и взрослых довоенных лет и военной поры; молодежи и людей среднего возраста послевоенного времени (это - прабабушки и прадедушки, дедушки и бабушки, родители студентов) и самих студентов.

С этими и другими работами студентов я была знакома. Поэтому и мне хотелось рассказать о своих родных, но прежде узнать, как они помнят себя в историческом времени нашей страны. Я всегда знала о том, что оба моих прадеда были награждены орденами «Красной Звезды». Горжусь тем, что именно мне, «как последней из рода Ворониных», дед передал орден своего отца, моего прадеда – Воронина Ивана Михайловича и рассказал о его подвиге во время Великой Отечественной Войны.

Некоторые студенты на итоговом занятии делились впечатлениями «процесса сбора источников», основную часть которого составляла беседа с родителями о существовании, месте нахождения и сохранности семейного архива. Домашний архив служит своеобразной «лакмусовой бумажкой», которая помогает определить характер отношений «отцов и детей» в семье, степень взаимопонимания поколений, роль семейной Памяти в этом процессе. Пренебрежительное отношение к письму с фронта, пожелтевшей фотографии, неразрешимые трудности в доме с определением автора и героя в одной семье, соседствуют с бережной сохранностью самых мелких (казалось бы, неважных и ненужных) вещиц и подробным описанием семейных легенд, связанных с историей этих предметов - в другой. Важно, что в процессе работы менялось не только отношение моих сокурсников к сбору документов, но... (иногда) им удавалось изменить отношение родителей к «бумагам из старого стола».

Конечно, с особой гордостью студенты рассказывают о героических свершениях своих родных, ставших известными в регионе и стране. Но так бывает нечасто. Для большинства участников проекта главным стало удивительное и чрезвычайно важное чувство сопричастности Большой истории Великой страны. Это понимание выразила К. Ботова: «Не было у нас Великих героев и государственных деятелей, сведения о которых вошли бы в анналы отечественной истории. Это, однако, не делает изложенные сведения менее ценными, поскольку великое слагается из малого. Так и большая наша история нашей великой страны складывается из отдельных страничек истории жизней граждан этой страны. Наша семья испытала все, что пришлось перенести многим другим».

Мы попытались приблизиться к пониманию мироощущения отцов и дедов, их глазами взглянуть на события далекого и недавнего прошлого. Для студентов это был своеобразный опыт прикосновения к повседневной истории соотечественников, реальная возможность исследовать как в личной, «домашней», повседневной жизни советских людей отражалась и преломлялась Большая история СССР.

Воронина Д. Д.

«Домашний архив» как историческое открытие: о воспитании патриотизма через участие студентов в историко-культурных исследовательских проекта



Опубликовано 21.02.2019 13:11 | Просмотров: 29 | Блог » RSS