14.04.2019 12:48

Концепты «свобода» и «воля» в поэзии А. С. Пушкина

Концепты «свобода» и «воля» в поэзии А. С. Пушкина

При анализе специфики языка писателя мы приближаемся к воссозданию его языковой модели мира, выраженной в понятиях, концептах, идеях. Существуют разные определения концепта: «многомерное смысловое образование» (В. И. Карасик), ментальная единица плана содержания, «сгусток культуры» в сознании человека (Ю. С. Степанов, С. Г. Воркачев). Он обладает символичностью и языковым воплощением. В связи с этим исследование концептов в произведениях литературы приобретает особую актуальность.

В своей работе мы рассмотрели языковую репрезентацию концептов «воля» и «свобода» в поэзии А. С. Пушкина. Сделанные наблюдения показали, что с течением времени они эволюционировали.

Свобода, воля - наиболее часто встречающиеся названия философских категорий в словаре Пушкина. В первый период творчества Пушкина свобода выступает как политическая категория. Для него это гражданская свобода, это вольность. В оде «Вольность» поэт указывает: властвовать должен не Бог, не Царь, не герой, а Закон. В тексте стихов «закон» является положительно нагруженной оценочной категорий, абсолютно синонимичной «вольности». Мы отмечаем, что поэт пока еще не видит разницы между семантикой ментальных категорий «вольность» и «свобода».

В стихотворении «К Чаадаеву» нами отмечены слова-сигналы: «гнет», «власть роковая», «Отчизна», репрезентирующие концепты «воля» и «свобода» и отражающие становление гражданской позиции А. С. Пушкина. В конце произведения происходит соединение личного и общественного планов, в поэзии объединяются две линии романтизма. Надежды на падение рабства и торжество свободы возлагаются на просвещение.

В стихотворении «Анчар» Пушкин переводит размышления о свободе в философский план, в его строфах - не просто жизнь человека, его судьба и смерть, а вечные философские проблемы бытия.

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный», по общему мнению критиков, пишется в пору глубокого внутреннего кризиса, связанного с разочарованием в народе, который оценивается отрицательно: «мирные народы» (маркируется слово мирные в значении ‘тупые’, ‘равнодушные’), «вас не разбудит чести клич». Несвободный народ сравнивается со скотом, что репрезентировано в словах: «паситесь», «стада», «ярмо», «погремушки», «бич». В этих стихах А. С. Пушкин переживает открытие более высоких ценностей, чем «народ». Для него сейчас более важен концепт «свобода», и неслучайно его открытие связано с евангельской проповедью. В итоге концепт «свобода» интерпретируется в свете Христовой проповеди и осознается как труднодостижимая истинная свобода - Христова свобода.

Несмотря на кризис, концепт «свобода» эволюционирует, поскольку поэт в конечном итоге избирает для своего служения свободу как высшую ценность («Разговор Книгопродавца с Поэтом»). В стихах «Из Пиндемонти» поэт заявляет: «Не дорого ценю я громкие права». Но здесь имеется в виду понимание свободы обыденным сознанием, тогда как для Пушкина концепт «свобода» реализуется семами ‘совесть’, ‘красота природы’, ‘творчество’.

Итак, мы видим, как постепенно в творчестве А. С. Пушкина концепт «свобода» расширяет свою семантику и обогащается значениями: ‘христианская вера’, ‘совесть’, ‘правда’, ‘божественная природа’, ‘красота’, ‘искусство’, ’творчество’.

Ниязи Г. Х. Н.

Концепты «свобода» и «воля» в поэзии А. С. Пушкина

Опубликовано 14.04.2019 12:48 | Просмотров: 1043 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0
avatar