14.04.2019 12:51

Новые формы театральности как способ конструирования современной культуры

Новые формы театральности как способ конструирования современной культуры

Современная культура являет собой пространство непрерывного поиска и эксперимента, она переживает изменения, связанные с перекодировкой своих основных координат. Письменная культура постепенно вытесняется культурой визуальной. Процессы, происходящие в современной культуре, затрагивают и сценическое искусство. Новые формы театральности становятся ответом на вызовы современной культуры. Новый театр во многом строится на противопоставлении себя обществу, подчиненному логике средств массовой информации, и имеет общую со СМИ визуальную природу. Таким образом, спектакль трансформируется из произведения в событие посредством новых форм («реальный» театр, визуальный театр, «постдраматический» театр, перформанс, хепенинг, экшн-пейнтинг и др.). Об этих явлениях пишут такие исследователи, как Ханс-Тис Леманн, Дина Годер и многие другие. Медиакультура усиливает зрелищную природу театра. Появляется и новый тип драмы, где автор самоустраняется, пьеса строится по принципу сочетания множества дробных сцен, протекающих в разных местах и временах, децентрализуются сюжетные линии, переосмысливаются типы драматургического конфликта. Физическое, психологическое или дискурсивное насилие в пьесах и спектаклях становится одной из основных форм социальной коммуникации. Об этом пишут Марк Липовецкий и Биргит Бой- мерс. Новые формы театра предлагают особый, семиотически насыщенный способ коммуникации со зрителем, их ткань часто оказывается построенной на цитатах, ссылках и комментариях, адресующих публику к другим видам искусства. Энергия и смыслы таких спектаклей, заложенные их авторами, передаются именно через визуальный образ и транслируются аудитории даже в отсутствии актеров. Таким образом, актуальной задачей театра является создание нового языка искусства как альтернативы традиционным формам представления образа. Этот язык служит отражением тех изменений, которые происходят в неустойчивом, пришедшем в движение мире. Театральные практики современной России в большей или меньшей степени реализуют обозначенный потенциал и стратегии, но это практически нехарактерно для Ивановского региона. Изучение актуальных форм развития театра в Европе и России позволит нам глубоко проанализировать проблемы театральной культуры Ивановской области, где предложение значительно опаздывает за спросом на современные театральные формы. При этом Ивановская область обладает значительным потенциалом и ресурсами для развития театра и даже традиционными формами публичной демонстрации достижений в этой области. Проектной задачей нашей работы станет актуализация культурных ресурсов в сфере театра, выявление экспериментального потенциала этих ресурсов и разработка новой концепции театрального фестиваля, который мог бы стать новой, современной площадкой для размышлений о современном мире и человеке. Урусова А. Х.

Новые формы театральности как способ конструирования современной культуры

Опубликовано 14.04.2019 12:51 | Просмотров: 720 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0
avatar