04.05.2019 22:12

Идентичность личности как проблема «экологии человека»

Идентичность личности как проблема «экологии человека»

Проблема личностной идентичности занимает особое место в философских дискуссиях современности. Это объясняется глобальными социальными изменениями, в том числе распространением новых информационных технологий, оказывающих глубокое влияние на образ жизни современного человека.

Самоидентичность личности - это твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» вне зависимости от разнообразных несущественных изменений «я» и различных ситуаций, способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития.

Стремление к тождеству, единству с другими людьми (идентичности) и с самим собой (самоидентичности) - базовая, глубинная потребность человека как социального и разумного существа. Она является настолько жизненно важной и властной, что человек не может чувствовать себя физически и духовно здоровым, не может сохраняться как личность, если он не найдет возможности ее удовлетворить.

Информационные технологии оказывают существенное влияние на становление личностной идентичности. Нередко наблюдается такой специфически «интернетовский» феномен, как создание сетевой идентичности, отличающейся от реальной, т.е. презентация себя с включением произвольно отобранных, неточных или даже вымышленных элементов, что обусловлено особенностями неформального общения в Сети: анонимностью и нерегламентируемостью поведения. Создание виртуального «Я» представляется отнюдь не безобидным, с точки зрения нравственного формирования личности. Виртуальный образ, как правило, используется индивидом для решения проблем, не решенных в реальном социуме. Но эти потребности могут носить асоциальный, антигуманный характер. В психологической литературе отмечаются следующие мотивы сетевой самопрезентации. Самоопределение. Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связанным с самоопределением. Виртуальные личности создаются преимущественно пользователями подросткового возраста, переживающими кризис идентичности. Создание индивидуального хронотопа с виртуальным «Я» используется индивидом для проекции своей диффузной идентичности с целью ее упрочения. Неудовлетворенность реальной социальной идентичностью в целом. В этом случае виртуальная самопрезентация представляет собой осуществление мечты, неудовлетворенных потребностей. Может быть создано некое идеальное «Я», наделенное красотой, интеллектом, великодушием и т.п., а может быть выражена, напротив, «теневая» часть личности, стремящаяся к реализации агрессивных и других запретных в социуме побуждений. Создав виртуальное «Я», человек получает возможность вести себя так, как хочет он, а не следовать стереотипам, навязанным извне. Негативные образы, созданные индивидом в виртуальной реальности, могут усиливать свое влияние на личность, срастаться с ней, заменять ее, что чревато серьезными последствиями для реальных коммуникаций людей и функционирования общества в целом.

Таким образом, можно утверждать, что социальные сети негативно влияют на процесс самоидентификации личности. Человек должен жить в реальном мире, принимать предлагаемые обстоятельства и решать встающие перед ним жизненные проблемы. Нивелируя объективные факторы реальности, социальные сети ограничивают способность человека своевременно преодолевать кризисы, в том числе, кризисы идентичности.

Жаркова Е.С.

Идентичность личности как проблема «экологии человека»

Опубликовано 04.05.2019 22:12 | Просмотров: 439 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0