23.06.2019 09:57

Русская частушка и русский рэп: структура, тематика, прагматика

Русская частушка и русский рэп: структура, тематика, прагматика

Культура - это динамичное явление и в ходе ее эволюции появился новый вид современного неофициального искусства - рэп-баттлы, где молодые рэперы сражаются с помощью рифм и «панчей». Рэп попал в сферу научного изучения, и в нем исследуются следующие проблемы: рэп в сравнительном аспекте анализируют в статье Н. А. Чеботарева и А. Ш. Мухаметханова [7, с. 127-129], как отдельный вид субкультуры его рассматривает Т. М. Кожелупенко [2, с. 83-89], влияние рэп-музыки в современном обществе исследовали Д. А. Соболев и В. И. Курчев [6, с. 161-164]. Но, изучив материалы, можно сделать вывод о том, что современные рэп-тексты не исследовались в контексте народной культуры и с точки зрения теории народной импровизации. А между тем, они схожи с русскими народными частушками по структуре и идеям, их типу исполнения.

Рэп-баттл - это схватка двух исполнителей в стиле рэп при помощи специального рифмосложения. Обычно рэп-баттл происходит между двумя исполнителями, причем не каждый из них обязательно должен иметь отношение к рэп-культуре. K такому выводу мы приходим, анализируя открытые источники сети интернет, как например российское интернет-шоу «Версус Баттл» (Versus Battle) [8].

Рэп - искусство синтетическое: в рэп-баттлах используются оригинальные приёмы рэпа, а также из фольклора и классической поэзии. Если сравнить поэзию и рэп-баттл, то можно отметить упрощенность в правилах рифмовки рэпа. Они близки к народному стихосложению, как правило, имеют двуударное строение (ямб или хорей), точную рифму и композицию подхвата.

Проанализировав структуру текстов рэпа даже поверхностно, можно выделить две группы, которые различаются по принципам ритмического проговаривания слов.

Первая группа предполагает быстрое, почти непрерывное чтение, где ритм задает лексическое наполнение, подобно тому как в народном искусстве контекст и канон превалируют над лексическими репрезентациями темы. B русском фольклоре подобным образом устроен феномен частушки. Частушка - это короткая, (обычно чeтыpexcтpoчнaя) рифмованная народная песня. Собиратели фольклора и теоретики народного искусства указывают, что обычно частушки исполнялись на народных гуляниях, торжествах и разного рода застольях. То есть, для исполнения частушек важна идея публичности, открытости и злободневности. В этом смысле мы видим определенную симметрию между публичным существованием фольклорного жанра и нового русского фольклора - рэпа. Сходство проявляется в следующем. Во-первых, это музыкальное сопровождение. Частушки иногда исполняются вместе с игрой на балалайке или гармонике, а современный рэп сопровождает битбоксинг - создание ритма при помощи голосового аппарата и артикуляции. Исполнение частушек может быть как сольным, так и групповым; в последнем случае появляется особая «перебранка», соперничество частушечников, аналогичное «баттлам» рэперов. Во-вторых, легко просматривается сходство содержания поэтических текстов. Они могут быть импровизационные и злободневные, нередко содержат в себе ненормативную лексику, усиливающую основное содержание, акцентирующую важные для автора моменты - она «продавливает тему».

Можно обнаружить сходство и в культурном контексте. Рэп также, как и частушки, связан с развлекательной культурой. Их можно часто услышать во время общих праздников или молодежных сборов.

Вытеснив тексты отдельных фольклорных традиций, частушки переняли их культурные функции, среди которых преобладает социально-коммуникативная [3, с. 32-40]. В частушках люди часто высказывали то, что противоречило местному этикету. Например, чувства к понравившейся девушке или молодому человеку. Особенно примечательны были частушки, которые исполняли молодые люди во время кулачных боев. Они были предназначены для «разогрева» и нагнетания боевого духа, и подавались в демонстративной, агрессивной манере исполнения.

Музыкально-ритмическая форма отличает содержание второй группы рэп-текстов. Данная структура также содержит в себе акценты и рифмы, но в этом случае тексты содержат ритмические периоды различной протяженности. Вновь можно провести параллель с русским фольклором. В области обрядовой культуры - всевозможные речитативные тексты свадебного обряда, в первую очередь, приговоры дружек [1, с. 347-382], одних из главных участников старинного свадебного обряда и распорядителей на свадьбе со стороны жениха [5, с. 449]. Он говорит своеобразные тексты-приговоры. Юлия Крашенинникова, исследователь данного жанра, отмечает, что в ряде текстов «в имплицитной форме выражена архаичная идея посещения потустороннего мира, контакта с его представителями и возвращения оттуда в более высоком статусе, отчетливо проявляющаяся в заговорах» [4, с. 20].

Кажется интересным в этом смысле тот факт, что исполнителей рэп-текстов называют MC. Многие из них используют данную аббревиатуру в своих сценических псевдонимах. Например, Noize MC, МС Легион, и т. д. МС, в переводе с английского, означает Master of Ceremony, то есть «ритуальный специалист» или «хозяин обряда». Он обучает, развлекает подростков в период их приобщения к рэп-культуре, что можно назвать его своеобразной культурной функцией.

Исследовав схождения между рэпом и русскими народными частушками, можно заметить следующее: факты ведут через исторически более близкую сферу развлекательной культуры - в область сакральных текстов и верований. В традиционной культуре ненормативная лексика имеет сакральный характер, что позволяет воспринимать ее иначе, чем это принято в современном русском языке. Элементы устного народного творчества и современного молодежного искусства связаны функцией культуры и типологических схождений в структуре содержания работ исполнителей.

Рассмотренные примеры оказались увлекательными для изучения, поскольку дали нам возможность наблюдать развитие и изменение явлений, возникших в традиционной культуре, их жизнь в иной культурной модели. Мы пришли к выводу, что особенности формы, содержания и прагматики рэп-текстов позволяют увидеть в них сложное многокомпонентное образование, уходящее корнями в народную культуру.

Литература
1. Ильинский, В. Свадебные обычаи в Ряговском приходе Каргопольского уезда [Текст] / В. Ильинский // Олонецкий сборник. - 1894. – Вып. 3. Отд. 2. -С. 347-382.
2. Кожелупенко, Т. М. Рэп как язык конфликта в субкультуре хип-хопа [Текст] / Т. М. Кожелупенко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. - 2008. - № 4. - С. 83-89.
3. Кулева, С. Р. Неизвестная частушка [Текст] / С. Р. Кулева ; Област. науч.-метод. центр культуры и повышения квалификации. - Вологда, 2009. - С. 32-40.
4. Свадебные приговоры Вилегодского района Архангельской области в рукописной и устной традициях ХХ века. Исследование и тексты [Текст] / сост., вступ. ст. и комментарии Ю. А. Крашенинниковой. - Сыктывкар, 2009. - 20 с.
5. Словарь русского языка. В 4 т. [Текст] / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед. ; под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - Москва : Рус.яз.; Полиграфессуры, 1999. - Т. 1 А-Й. - 449 с.
6. Соболев, Д. А. Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания [Текст] / Д. А. Соболев, В. И. Курчев // Сборник научных статей по материалам 78-й научно-практической конференции преподавателей и студентов Ставропольского государственного аграрного университета. - Ставрополь, 2014. - С. 161-164.
7. Чеботарева, Н. А. Интертекстуальный характер современной отечественной литературы: рецепция творчества М. Цветаевой в русском рэпе [Текст] / Н. А. Чеботарева, А. Ш. Мухаметханова // Культурные инициативы : материалы 50 Всероссийской с международным участием научной конференции молодых исследователей (Челябинск, 5 апр. 2018) / сост. и науч. ред. Ю. В. Гушул ; отв. за вып.
С. Б. Синецкий; ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры». - Челябинск : ЧГИК, 2018. - С. 127-129.
8. Versus #4 (сезон III): Хованский VS Ларин. [Электронный ресурс] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=Tp0GTdXwxMw. - Проверено: 19.03.19.

Смирнова М. В.

Русская частушка и русский рэп: структура, тематика, прагматика

Опубликовано 23.06.2019 09:57 | Просмотров: 863 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0