23.06.2019 12:39

Формирование исполнительской воли у детей младшего школьного возраста в классе фортепиано

Формирование исполнительской воли у детей младшего школьного возраста в классе фортепиано

Исполнительская воля является неотъемлемым качеством музыканта, так как способствует осуществлению музыкальных образов, созданных в воображении. Изучение волевой сферы личности имеет длительную историю, проблемы, связанные с развитием воли, разработаны в научной литературе по философии (Аристотель, Платон, Сократ, и др.), психологии (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов). В психологии музыкальной деятельности исполнительской воле посвящены труды Л. Л. Бочкарева, А. Л. Готсдинера, В. Ю. Григорьева, Г. М. Когана, В. И. Петрушина и др.

С точки зрения психологии, воля - это целенаправленное саморегулирование человеком своего поведения, которое выражается в осознанном преодолении препятствий и трудностей в процессе совершения действий или поступков. Воля - определенная сторона сознания, призванная создать усилие и удерживать его так долго, насколько это необходимо. По определению С. Л. Рубинштейна, всякое волевое действие является целенаправленным действием [4, с. 113]. Усиление мотивации и совершенствование сознательной регуляции действий, по мнению В. А. Иванникова, является главной психологической функцией воли [2]. Воля является намерением, реализованным в деятельности. Волевой посыл может поступать как из сознания человека, так и из подсознания. Помимо этого, волевые действия могут проявлять себя как кратковременные, локальные проявления воли, либо как волевая деятельность, протяженная в пространстве и времени.

Фундаментом фортепианной педагогики, по мнению К. А. Мартинсена, является «звукотворческая воля», которая представляет собой комплекс, состоящий из следующих элементов: воля к звукообразованию, линиеволя, ритмоволя, воля к форме. Воля к звукообразованию является основной задачей фортепианной педагогики. Линиеволя представляет собой объединение звуков в мелодическую линию, при этом интервалы рассматриваются как смысло-выразительные интонации. Ритмоволя - основополагающий элемент работы над музыкальным произведением. Воля к форме представляет собой общий обзор музыкального произведения на основе компози¬ционных отношений внутри формы, складывающихся из умений соотносить фразировку, артикуляцию, архитектонику [3].

Г. М. Цыпин отмечает, что в ежедневных занятиях музыкой «систематическое самоопределение в самых обычных учебных ситуациях может рассматриваться в качестве оптимальной методики формирования-развития воли» [5, с. 48]. М. В. Ананьева рассматривает составляющие волевых навыков музыканта-исполнителя, которые подразделяются на две группы:
1) тренировочные навыки, обеспечивающие достаточное количество занятий и автоматизацию исполнительских действий (навык систематических занятий и навык упражнения, под которым понимается повторение исполнительского действия под контролем слуха и с учетом решаемой художественной задачи с целью автоматизации совершаемых движений),
2) сценические навыки (навык предотвращения негативных форм эстрадного волнения и навык достижения оптимального концертного состояния) [1]. Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет констатировать, что развитие исполнительской воли способствует профессиональному становлению учащегося в процессе обучения игре на фортепиано.

Однако применительно к подготовке младших школьников в классе фортепиано, в процессе которой происходит наиболее интенсивное формирование эмоционально-волевой сферы, проблемы, связанные с развитием исполнительской воли, исследованы недостаточно. Младший школьный возраст представляет собой важный этап формирования волевой сферы, так как основы личности закладываются в детстве. С поступлением ребенка в школу происходит перестройка всех функций и систем организма за счет кардинального изменения в деятельности и системе социальных отношений, что требует мобилизации внутренних резервов, большого внутреннего напряжения и проявления волевых качеств.

Методические рекомендации по формированию исполнительской воли у младших школьников в классе фортепиано основаны на составляющих элементах комплекса звукотворческой воли. В начале занятий с младшими школьниками в классе фортепиано следует воспитать чувство предварительного слышания, т.е. первичным должно быть правило: от слуха - к клавишам. Поэтому одной из главных задач начального обучения игре на фортепиано является формирование умения певуче «мыслить вперед», воли к певучему звуку и ощущению горизонтали мелодической линии. Интуитивное предварительное слышание исполняемого музыкального произведения с задействованием эмоционально-волевой сферы формирует у учащегося волю к соответствующему звукообразованию, умение вести мелодическую линию, чувство формы и архитектоники. Концентрация внимания учащегося на звукоизвлечении, ощущение метроритма, сопереживание учащимся музыкального образа формируют не только исполнительскую волю, но и индивидуальное мастерство будущего пианиста. Так как одной из главных задач интерпретации музыкальных произведений является умение передать единство содержания и формы, то необходимо научить ребенка анализировать строение музыкальной фразы, которая состоит из мотивов, определять направление мелодии, ее интервальный состав, логические акценты, кульминации.

Концертное выступление не обходится без волевых усилий индивида. Исполнительская воля проявляется в концентрации внимания, саморегуляции, внутренней собранности, психофизической мобилизованности, что способствует сценической выдержки и преодолению эстрадного волнения.

Литература
1. Ананьева, М. В. Развитие волевых навыков у студентов-пианистов музыкально-исполнительских вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Мария Владимировна Ананьева; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2008. - 23 с.
2. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. - Санкт- Петербург: Питер, 2006. - 208 с.
3. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано: монография / К. А. Мартинсен. - Москва: Классика-XXI, 2002. - 115 с.
4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва: Педагогика, 1989. - 328 с.
5. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: учеб. пособие / Д. К. Кирнарская,
Н. И. Киященко, К. В. Тарасова [и др.]; под ред. Г. М. Цыпина. - Москва: Академия, 2003. - 368 с.

Гаврюшина А. А.

Формирование исполнительской воли у детей младшего школьного возраста в классе фортепиано

Опубликовано 23.06.2019 12:39 | Просмотров: 688 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0