28.06.2019 11:49

Перформанс жизни - перформанс как факт театрализации жизни

Перформанс жизни - перформанс как факт театрализации жизни

Неотъемлемой частью жизни человека является зрелищность. Людям становится мало эмоций и внутренних переживаний от увиденного, то, что раньше было для них в новинку, сегодня теряет азартность. Человек привык получать энергию от происходящего, но отдавать во вне ещё более интересней. Принятие новых образов, модификация внутренних и внешних признаков углубляют психофизические возможности человека, он теряет себя, надевает маску, играет роль. Приняв себя другого, индивид осознанно совершает действия, неприсущие для него в повседневной жизни. Показать себя иного, рассказать о своих проблемах, переживаниях призывает нас перформанс.

Перформанс - есть факт театрализации жизни. Действия, совершаемые в обыденной жизни, оказывают влияния не только на человека, но и на общество в целом. Принятие различных мизансцен в повседневности призывают нас к действию. Перформанс - искусство действия. Важные составляющие перформанса - время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. Известная сербская художница Марина Абрамович известна как «мать перформанса»; возможность и желание показать людям всю свою внутреннюю составляющую делает её уникальной. В её перформансе просматриваются протесты, любовь к себе и своему телу, политические темы. Ярким примером может служить перформанс «Балканское барокко», суть которого заключена в неприятии войны. Перформанс был представлен следующим действием: художница сидела на полу и перемывала гору окровавленных костей в память жертв Югославской войны [1]. Марина Абрамович сделала современное искусство доступным широкой аудитории, при этом не потеряв способность через свои медитативные работы передавать зрителю глубокий физический и эмоциональный смысл. В одном из интервью художница отметила следующее: «Ничего не делать гораздо сложнее, чем делать что-нибудь. У тибетцев есть прекрасное слово для описания «ничего», которое означает полную пустоту, но пустоту со смыслом. Чтобы почувствовать это, нужно долго упражняться» [2]. Перформанс Марины Абрамович появляется из простого действия, жизненной ситуации после осмысления и переработки важного события. Главная особенность художницы - способность рисковать и жертвовать чем-то, а иногда собой ради искусства и собственных идей.

Важно отметить, что инстинкт преображения был присущ человеку на протяжении всей истории человечества. Среди останков пещерных людей Европы найдены примитивные ступки со следами различных красок, используемых для покрытия тела. Тяга к мимикрированию была оправдана, она помогала выжить в сложные времена, защищала от диких животных, служила атрибутом для проведения ритуала. Если рассматривать ритуал как последовательность действий, обусловленных определённой ситуацией, то понятно, что действия возле костра носили ритуализированный характер, имели определённую концепцию и сакральный предметный мир; предметы они несли в себе скрытый смысл и отражали особые состояния людей. Можно ли утверждать, что ритуал является основой перформанса? Такое предположение можно сделать, поскольку в перформансе собраны все основные элементы ритуала. И в ритуале, и перформансе человек не тождественен себе в повседневной жизни; раскрывается иной тип освоения окружающего мира: человек распространяет свою внутреннюю сущность, мысль, способность к творчеству. Субъект активно действует, значит, он существует.

Перформанс - это определённый механизм, имеющий разные характерность и тематическую направленность; последние подразделяются на экзистенциональные, стремящиеся к крайнему проявлению садизма и на концептуальные (классические), рассматривающие социальные, политические и идеологические темы. Перформанс раскрывает внутренние проблемы, переживания человека, побуждает на действие, несёт в себе определённую смысловую нагрузку. Образно можно сказать, что вся жизнь - один большой перформанс, разделённый на профанное и сакральное времена.

Перформанс помогает человеку найти место в мире, высказать и показать многообразие чувств и эмоции, волнующих его в настоящее время. Проблема самовыражения в глобальном мире - одна из актуальных сегодня. Будет ли оно жестоким или миролюбивым - решает сам человек. Перформанс в силу своих возможностей помогает раскрыть невостребованный или, напротив, активный потенциал психофизики человека.

Литература
1. Ежевика, В. 5 лучших перформансов Марины Абрамович [публ. 12 марта 2015 г.] / Вика Ежевика // STILEINSIDER: [сайт]. - URL: http://styleinsider.com.ua/2015/03/5-luchshih-performansov-mariny- abramovich/. - Проверено: 24.03.19.
2. Данилов, Р. «Чихали ли вы во время перформанса?»: Открытое интервью Марины Абрамович / Р. Данилов // Look at me: [сайт]. - URL: http://www.lookatme.ru/mag/people/icon/195003-abramovic- interview. - Проверено: 24.03.19.

Габдрахманова Р. Р.

Перформанс жизни - перформанс как факт театрализации жизни

Опубликовано 28.06.2019 11:49 | Просмотров: 806 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0