03.07.2019 15:48

В. В. Кандинский: теоретик искусства. Творческий путь. Часть 1

В. В. Кандинский: теоретик искусства. Творческий путь. Часть 1

Русский художник XIX- XX вв. Василий Васильевич Кандинский по праву считается основоположником абстрактного искусства. Его живопись, основанная на передаче духовной сущности [5] через материальные и абстрактные вещи, завоевала мировое признание. Теоретические работы художника до сих пор актуальны, представляют интерес не только для узких специалистов, но и для широкого круга любителей искусства [3].

История жизни великого русского художника многогранна и интересна. Родившись в обеспеченной семье коммерсанта, в детстве художник занимался музыкой, брал платные уроки у преподавателя живописи. В 30-ть лет, вопреки полученному им юридическому образованию, В. В. Кандинский увлекся занятиями живописи, почувствовал в ней свое призвание [6, с. 29]. Значительный фрагмент творческой жизни художника связан с Германией.

Подход В. В. Кандинского к искусству основывался на беспредметной живописи, именно она стала главным стержнем его теоретических и практических трудов. Абстрактное искусство в те годы только начало свое развитие. Для того, чтобы помочь широкой публике разобраться в его тонкостях, В. В. Кандинский написал два знаменитых впоследствии трактата: «О духовном искусстве» и «Точка и линия на плоскости». Эти книги стали важной частью философии абстрактного искусства. В них художник поднял вопросы о восприятии беспредметного, о тонкостях абстрактного искусства, о влиянии цвета в живописи. Искусство, считал В. В. Кандинский, целесообразно рассматривать только в синтезе различных его элементов; как, к примеру, музыкальное и художественное произведения, несмотря на свои очевидные различия, могут быть идентичны в своем структурном образовании [9, с. 69].

Ключ к беспредметному искусству, полагал В. В. Кандинский, кроется в музыке. Музыка сама по себе абстрактна и является идеальным воплощением абстрактного искусства. В трактате «Точка и линия на плоскости» художник подошел к графическому и живописному искусству отталкиваясь от «первоэлемента», а не от конкретной натуры. В качестве такого простейшего элемента он предложил рассматривать точку [2; 7]. В зависимости от ее размера и расположения даже в простейшей работе можно задать определенный эмоциональный настрой. Вторичным первоначальным элементом, по мнению В. В. Кандинского, является линия. В отличие от точки, линия имеет некоторые временные характеристики. Важная особенность теории В. В. Кандинского - во внедрении понятия «время» в художественное искусство (ранее в живописи временному аспекту не придавали существенного значения). Линия является прямой противоположностью точки. Она как бы представляет собой точку в движении, точку, потерявшую всяческую статическую силу. Взаимодействие, различное комбинирование этих двух элементов рождают собой композицию.

Латышева А. С.

В. В. Кандинский: теоретик искусства. Творческий путь. Часть 1

Опубликовано 03.07.2019 15:48 | Просмотров: 727 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0