05.07.2019 13:34

Социально-культурная деятельность как фактор воспитания детей с девиантным поведением. Часть 2

Социально-культурная деятельность как фактор воспитания детей с девиантным поведением. Часть 2

Кружок, секция, студия могут стать детско-взрослой общностью в том случае, если его руководителю удастся создать здесь атмосферу неформальных отношений. Для того, чтобы сплотить всех участников социально-культурного объединения, необходимо создать следующие специально-педагогические условия:
- включать всех участников объединения в организованную деятельность, которая должна быть значимой для детей с девиантным поведением;
- каждый участник объединения должен иметь возможность самореализоваться в этой деятельности, раскрыть свой потенциал, быть успешными;
- в объединении должны быть созданы традиции, либо установлены правила для их участников;
- способствовать сплоченности детей и взрослых, которая зависит от личности и профессиональной компетенции педагога - руководителя объединения [1, с. 132].

Дети с девиантным поведением подбирают себе деятельность социально-культурной направленности по собственному желанию и в соответствии со своими интересами и увлечениями и, значит, в объединении оказываются такие дети и взрослые, которых объединяет общий творческий процесс. Общность может состоять из участников разных возрастов, благодаря этому дети более старшего возраста помогают руководителю объединения организовать коллективные, совместные мероприятия, проинструктировать и передать знания, правила, традиции, ценности младшим участникам данной общности, то есть включиться в организованный воспитательный процесс.

Руководитель объединения должен стать значимым взрослым для детей с девиантным поведением в данной общности, только так он добьется воспитывающего эффекта, самореализации ребенка в различных видах деятельности, удовлетворит индивидуальные потребности, организует позитивное межличностное общение. Для этого руководитель организует совместно с детьми такую деятельность, которая увлечет ребенка и окажет позитивное влияние на его поведение, отношения, выбор ценностей жизни, расширит круг позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Во время организации и проведения совместной деятельности руководитель объединения передает новые социально значимые знания, отношения, знакомит детей с принятыми в обществе нормами и правилами, с формами положи¬тельного поведения. Ребенок осваивает их и формирует свой новый жизненный опыт.

А. В. Кислякова, А. В. Щербакова и др. отмечают, что руководитель объединения в процессе совместной деятельности, наблюдая социально опасные формы поведения девиантного ребенка, должен создавать ситуации проблематизации. Проблематизация - это процесс создания таких проблемных ситуаций, которые позволили бы ребенку обнаружить и, возможно, преодолеть собственные социально опасные личностные проявления. Рефлексия, осознание неприемлемости некоторых взглядов, форм поведения, коррекция девиантного поведения - вот результат данного педагогического действия [1, с. 133]. Поддержка руководителем социально-культурного объединения дает ребенку с девиантным поведением возможность убедиться в правильности выбираемых им норм, ценностей, образцов поведения, почувствовать на себе общественное одобрение, осознать собственную социальную значимость, увидеть подтверждение своей социальной идентичности. Для педагога же это действие означает возможность закрепить полученные им воспитательные результаты - результаты своей профессиональной деятельности [там же].

В процессе воспитательного воздействия от руководителя объединения требуются нестандартные решения, глубокие и всесторонние знания, способность к импровизации, к педагогической интуиции, умение видеть разнообразие решения проблем.

Таким образом, в условиях объединений социально-культурной сферы организуется воспитательный процесс, с помощью которого происходит личностный рост ребенка, его социализация, раскрывается творческий потенциал, появляется желание самореализации, у ребенка возрастают положительные эмоции, развивается культура межличностного общения, меняется образ жизни в лучшую сторону.

Литература
1. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. / сост. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова; Челяб. ин-т повышения квалификации работников образования. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - Ч. 1. - 340 с.
2. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильникова; Москов. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва: МГУКИ, 2004. - 539 с.
3. Хомич, А. В. Психология девиантного поведения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. В. Хомич. - Ростов-на-Дону, 2006. - URL: http://khomich.narod.ru/DEVIANTNQE-PQVEDENIE/Deviantnoe-posobie.htm. - Проверено: 05.03.2019.

Бобр Т. А.

Социально-культурная деятельность как фактор воспитания детей с девиантным поведением. Часть 2

Опубликовано 05.07.2019 13:34 | Просмотров: 444 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0