05.07.2019 13:36

Социально-культурная деятельность как фактор воспитания детей с девиантным поведением. Часть 1

Социально-культурная деятельность как фактор воспитания детей с девиантным поведением. Часть 1

В современном Российском обществе существует много проблем, связанных с детьми. Среди них особое место занимает проблема воспитания детей с девиантным поведением, под которым обычно понимают поведение, вызванное внезапной агрессией, нарушениями нравственных норм, правовых законов. Причинами девиации социального характера является чаще всего негативное влияние социального окружения, а также отсутствие крепких семейных отношений и отсутствие контроля со стороны взрослых. Находясь в неблагоприятной обстановке, не имея другого положительного жизненного опыта, ребенок усваивает негативные нормы поведения. Он просто не осознает, что можно жить по-другому и считает, что так живут все. Девиантным поведением, по мнению А. В. Хомич, являются отклоняющиеся от общепринятых норм ситуационные реакции, психические состояния, приводящие к дезадаптации человека в обществе или нарушению самоактуализации, непринятию себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения [4, с. 5].

Важную роль в социализации личности ребенка играет воспитание как целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств, духовному и куль¬турному обогащению личности. Этот процесс осуществляется значимыми для детей взрослыми людьми: родителями, педагогами, руководителями объединений и др. Через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка, например, в социально-культурной сфере.

По мнению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильниковой, современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения воспитательной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований в области семейного воспитания. [2, с. 89].

Социально-культурные учреждения реализуют свой огромный воспитательный потенциал через реализацию различных видов социально-культурной деятельности, которые включают в себя множество элементов: художественное, эстетическое, прикладное творчество, техническая, экологическая деятельность и другие виды социально-значимой деятельности.

А. В. Кислякова, А. В. Щербакова и П. В. Степанов отмечают, что основным фактором, позволяющим социально-культурной деятельности осуществить свой огромный воспитательный потенциал, является трансформация кружков, спортивных секций, студий и иных объединений в воспитывающие детско-взрослые общности. При этом здесь главное - это переживаемое ребенком состояние, чувства сопричастности с конкретным человеком или группой людей, со своими родителями, с педагогом, с тренером, с детьми, посещающими вместе с ребенком досуговые занятия. Общность - это объединение людей на основе переживаемого ими чувства принадлежности к общему кругу, взаимная комплиментарность и неформальные отношения [1, с. 129].

Важнейшим характерным признаком общности является наличие у ее членов чувства со¬причастности друг другу, переживание своей схожести с другими членами общности - схожести интересов, образа жизни, судьбы. Еще одним признаком являются неформальные отношения между ее членами. У общности (особенно если она является детско-взрослой) есть еще одна особенность. С ней неразрывно связаны процессы личностного развития ребенка, его социализации и воспитания. Детско-взрослая общность играет важную роль в воспитании ребенка.

Воспитательное воздействие осуществляется только в общении детей, со значимыми для них взрослыми людьми. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова и др. отмечают, что для достижения руководителем социально-культурного объединения воспитательных результатов у детей с девиантным поведением необходимо стараться устанавливать не только деловые отношения с ребенком девиантного поведения, но и неформальные, стремиться делать так, чтобы у обоих возникало ощущение их принадлежности к некоему общему кругу и чтобы оно переросло во взаимную комплиментарность, стало чем-то интересным для ребенка, притягательным [1, с. 130].

Бобр Т. А.
Продолжение следует

Социально-культурная деятельность как фактор воспитания детей с девиантным поведением. Часть 1

Опубликовано 05.07.2019 13:36 | Просмотров: 519 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0