07.07.2019 23:48

Тенгиз Александрович Махарадзе: современниу и наставник молодых (творческий портрет). Часть 1

Тенгиз Александрович Махарадзе: современниу и наставник молодых (творческий портрет). Часть 1

Время - самая непостоянная единица бытия. Оно неуловимо, необъяснимо и непостижимо. Поэтому «идти в ногу со временем» может не каждый; только того, кто обладает этим качеством, можно назвать современником. Тенгиз Александрович Махарадзе был как раз таким человеком, он мог «слышать» время и «идти» вместе с ним.

В 1967 г. Т. А. Махарадзе стал художественным руководителем Театра юных зрителей г. Челябинска (ТЮЗ). Именно здесь он начал активную театральную деятельность. С целью воссоздания его образа, творческой атмосферы театральной жизни Челябинска прошлого, взаимоотношений и рабочей обстановки мы использовали опубликованные источники информации [1-3], а также истории-воспоминания людей, близко знавших Т. А. Махарадзе, работавших вместе с ним или учившихся у него. Настоящая статья является первым осмыслением и обобщением интервью, взятых у артистов Челябинского государственного драматического «Молодежного театра» Б. Ф. Черева и заслуженной артистки Российской Федерации Н. И. Черевой (Антоновой), учеников Т. А. Махарадзе режиссера Т. Гачечиладзе и кандидата культурологии, доцента Челябинского государственного института культуры, актрисы театра «БАБЫ» Я. В. Кривоспицкой [4]. Все интервью находятся в личных архивах авторов статьи, в стадии обработки.
Тенгиз Александрович ставил спектакли «быстро и в больших количествах». За все время работы в театре он поставил около 120 спектаклей. Т. А. Махарадзе считал, что «театр универсален, поэтому постановки были для людей разных возрастов. Челябинский ТЮЗ [с началом его работы в нем] вышел на новый уровень, задав высокую планку в работе для других театров».

В каждом спектакле Т. А. Махарадзе затрагивал «вечные» темы, которые всегда остаются актуальными и находят поддержку у зрителя. Борис Филиппович Черев говорил, что зрители отмечали «удивительную доброту и любовь, пропитывавшие спектакли Т. А. Махарадзе, а родители по-хорошему завидовали своим детям, ведь они, посещая ТЮЗ, каждый раз встречались с чем-то необычайным и удивительным. Атмосферу и всё, что происходило на сцене, нельзя было передать словами, это можно было только почувствовать» [4].

Режиссеру нужно было быть в постоянном развитии, ведь в ТЮЗе зритель «обновляется» каждые пять лет. В своем творчестве Т. А. Махарадзе старался не повторяться, постоянно находился в поисках чего-то нового. Жанровый диапазон его творчества был широк; на сцене театра с блеском проходили волшебные детские сказки и психологические драмы. Будучи участником постоянно действующей при ГИТИСе режиссерской лаборатории под руководством знаменитой М. О. Кнебель, Т. А. Махарадзе много и с удовольствием ставил для детей: «Дюймовочка», «Приключения Алисы», «Конек-горбунок», «Золушка». У него было свое представление о детском театре. На первый план выдвигалась задача формирования личности ребенка. Одним из самых популярных спектаклей был «Малыш и Карлсон», который был сыгран более 400-т раз, но когда спектакль сняли с репертуара, зритель потребовал его возвращения [2]. Также благодаря Т. А. Махарадзе в театральной афише ТЮЗа появились имена Б. Брехта, М. Метерлинка, К. Бланко, Г. Лорки. Постановки 1960-1970-х гг. вошли в золотой фонд театра: «Гроза» А. Н. Островского, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова, «Глоток свободы» Б. Ш. Окуджавы [2].

Михайлова А. А., Дудченко Н. А.
Продолжение следует

Тенгиз Александрович Махарадзе: современниу и наставник молодых (творческий портрет). Часть 1

Опубликовано 07.07.2019 23:48 | Просмотров: 622 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0