22.12.2020 23:33

Читательские интересы младших школьников. Часть 1

Читательские интересы младших школьников. Часть 1

Педагогическая практика свидетельствует о том, что в современном обществе заметно снижается тенденция любви к чтению не только у детей, но и у взрослых. Соответственно, чем раньше у человека формируются читательские интересы, потребность в чтении и любовь к данному процессу, тем выше показатели его читательской деятельности в старшем возрасте. Необходимо изучить читательские интересы современных младших школьников на основании таких способов, которые послужат для детей толчком не только к систематическому чтению, но и к творческому развитию личности.

Данная проблема рассматривается многими психологами и педагогами, поэтому на основе анализа пяти определений, раскрывающимися разными авторами, можно представить его обобщенную формулировку: читательский интерес - это избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений печати, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность, с целью познания человеческого опыта, заключенного в книгах.

Н. Н. Светловская характеризует читательский интерес, рассматривая следующие его аспекты: заинтересованность текстом, то есть возникает оценочное отношение к понимаю текста, заинтересованность его овладением; ситуативная заинтересованность определяется ситуацией чтения, качествами печати (например, красочные иллюстрации); личная заинтересованность - проявление устойчивых свойств личности, то есть сам читательский интерес.

В младшем школьном возрасте читательские интересы - это интуитивное, а иногда и осознанное, предпочтение детьми книг по определенной тематике, или определенных авторов, или каких-то жанров. Обязательным условием возникновения читательских интересов является хорошее знание обучающимся книг из полноценного круга доступного чтения.

Круг детского чтения — это некоторый объем и перечень книг и других изданий, предназначенных для читателей определенного возраста с целью их развития, воспитания и обучения, имеющий исторически конкретную и индивидуальную направленность. Чтобы составить качественный круг детского чтения, надо понимать законы, по которым он складывается как для детского классного коллектива, так и для отдельного читателя. Существуют законы для формирования круга детского чтения: закон возрастных ограничений - доступность языка текста; закон возрастных соответствий - учет возрастных возможностей и интересов читателей; закон возрастных перспектив - расширение круга детского чтения произведениями общей литературы [2; 19].

В процессе обучения учителю необходимо ориентировать учащихся в той детской литературе, которая будет им интересна. Это возможно в процессе реализации учебной программы, а также в привлечении дополнительной литературы для детей, учитывая их возраст, материал, который они проходят в данный момент обучения и, несомненно, их интересы.

С целью изучения читательских интересов было проведено анкетированиеи анализ читательских формуляров младших школьников. Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназия № 37» г. Петрозаводска во 2 «А» классе.

Анализ читательских формуляров показал, что в школьной библиотеке обучающиеся берут только произведения, изучаемые на уроках литературного чтения. В библиотеке записаны 58 %. В этом учебном году брали книги только 10 человек (32 %), т.е. один из трех учеников класса.

В школьной библиотеке ребята берут произведения таких авторов, как: Бианки В.В. (3 ученика), Носов Н.Н. (2 ученика), Исаковский М. В., Чуковский К. И., Флинт В.Е., Зощенко М.М., Паустовский К. Г., Усачев А. А., Шварц Е.Л., Курляндский и других.

О. В. Лузганова
Продолжение следует

Читательские интересы младших школьников. Часть 1

Опубликовано 22.12.2020 23:33 | Просмотров: 663 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0