22.12.2020 23:32

Читательские интересы младших школьников. Часть 2

Читательские интересы младших школьников. Часть 2

Анализ результатов анкетирования позволяет сделать следующие выводы:

Первый вопрос анкеты («Любишь ли ты читать?») был направлен на выявление отношения обучающихся к чтению. Результаты показали, что 68 % обучающихся не любят читать. Только 32 % опрошенных ответили на этот вопрос положительно.

Во втором вопросе ученикам было необходимо написать пять наиболее понравившихся им книг. Из всех учеников только один написал названия пяти книг, 1 ребенок - названия четырех книг, 2 ученика написали три книги, 8 детей указали две книги и 4 ребенка не написали ни одной книги. Детьми были указаны следующие книги: Дж. Роулинг «Гарри Поттер» (3 ученика), П. П. Ершов «Конек-Горбунок» (2 ученика), А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке» (2 ученика), А. Милн «Винни-Пух» (2 ученика), А. И. Приставкин «Бинокль» (2 ученика) и другие.

Третий вопрос анкеты: «Напиши книгу, которая тебе особенно понравилась». Пять обучающихся не указали понравившуюся им книгу. Остальными детьми были указаны следующие произведения: Дж. Роулинг «Гарри Поттер» (3 ученика), А, Милн «Винни Пух», Л.Захариева «Лесная аптека», «Иван-Царевич и Серый Волк», С. Г. Козлов «Трям! Здравствуйте!» и другие.

Отвечая на четвертый вопрос анкеты («Объясни, почему эта книга тебе понравилась»), дети указывали различные причины: герой (42 %), интересная (16 %), сюжет (16 %), не указали причин 26 % опрошенных.

Ответы на пятый вопрос («Если бы тебе предложили прочитать сказку, рассказ или стихотворение, что бы ты выбрал для чтения?») позволяют вывить круг чтения учеников. Сказку для прочтения выбрали 42 % опрошенных обучающихся, рассказ - 32 % учеников и 26 % детей выбрали рассказ.

Таким образом, можно судить о том, что преимущественно ученики проявляют интерес к произведениям, изучаемым по программе. Также многих детей интересует фантастика и сказки, что является особенностью их возраста.

Средством формирования читательских интересов является применение различных способов и приемов их развития. На уроках литературного чтения были применены следующие способы: викторина, симультанное чтение, литературный видеоурок, выразительное чтение, чтение с остановками совместно с антиципацией.

На вопрос «Что понравилось (запомнилось) на уроках литературного чтения?» были получены следующие ответы: было интересно/понравилось всё - 30 % обучающихся, понравились конкретные произведения - 26 %, мультфильмы и видео - 14 % опрошенных, стихотворения - 4 %, рассказы - 4 % обучающихся, другое - 4 %.

Результаты исследования показали, что, с одной стороны, многие учащиеся (42 %) не записаны в школьную библиотеку, а 32 % учеников не любят читать, с другой стороны, они проявляют личную заинтересованность в выборе литературы - преобладает фантастика, сказки и рассказы.Тем не менее, опираясь на полученные результаты, мы не можем судить о высоком уровне развития читательского интереса младших школьников, так как круг чтения учеников, в основном, не выходит за рамки изучаемой по программе литературы. Для формирования широкого круга чтения учителю необходимо использовать различные способы и приемы развития читательского интереса.

Список литературы
1. Первова Г. М. Законы формирования круга детского чтения. /Г. М. Первова// Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 17 - 21
2. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе.- М.: МГПУ, 2011. - 250 с.
Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Словарь- справочник базисных знаний и сведений, монографически представляющих науку и практику становления личности средствами чтения-общения. - М.: 2011.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы изучения читательских интересов младших школьников. Приведены данные анкетирования обучающихся, анализ читательских формуляров, а также освещены применяемые способы развития читательского интереса.
Ключевые слова: читательский интерес, круг детского чтения, способы развития, читательские формуляры.

О. В. Лузганова

Читательские интересы младших школьников. Часть 2

Опубликовано 22.12.2020 23:32 | Просмотров: 660 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0