29.05.2020 11:17

Факторы повышения экономического потенциала предприятия в рамках концепции жизненного цикла отрасли

Факторы повышения экономического потенциала предприятия в рамках концепции жизненного цикла отрасли

Рассмотрено применение концепции жизненного цикла отрасли для управления экономическим потенциалом предприятия. На каждой стадии выделены факторы, позволяющие увеличить экономический потенциал предприятия.
Ключевые слова: концепция жизненного цикла отрасли, экономический потенциал предприятия.

Повышение эффективности деятельности предприятия в условиях усиливающейся конкуренции на рынках является приоритетной задачей управляющего персонала. Одним из широко используемых для управления эффективностью предприятия категорий является экономический потенциал, который формируется на основе наличных ресурсов предприятия, его возможностей и компетенций [1].

Обеспечить эффективное функционирование предприятия, а значит, рост его экономического потенциала позволяет знание стадии жизненного цикла отрасли. Задачей исследования является обоснование взаимосвязи между категориями «экономический потенциал предприятия» и «жизненный цикл отрасли», а также выделение факторов повышения экономического потенциала предприятия на каждой стадии жизненного цикла отрасли.

Важность изучения факторов повышения экономического потенциала предприятия на стадиях жизненного цикла отрасли подтверждается следующим:
• концепция жизненного цикла отрасли является инструментом управления конкуренцией и поведением потребителей на рынке (маркетинговый потенциал);
• знание жизненного цикла отрасли позволяет максимально использовать производственные мощности и увеличивать производственный потенциал;
• анализ отрасли позволяет увеличивать инновационный потенциал;
• учет особенностей этапа жизненного цикла отрасли по¬могает выбрать эффективную структуру управления.

Наиболее известный анализ концепции принадлежит М. Портеру, где каждая стадия жизненного цикла отрасли характеризуется с точки зрения конкурентной динамики [2]. Традиционная модель жизненного цикла отрасли характеризует пять стадий развития: выведение на рынок - рост - турбулентность - зрелость - упадок (рисунок).

Рис. Модель жизненного цикла отрасли

Концепция жизненного цикла отрасли позволяет обосновать конкретные факторы для предприятия, позволяющие выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, управлять конкурентоспособностью, а также экономическим потенциалом. На основе знания стадии развития отрасли и тенденций ее развития фирма может принять более эффективное решение в отношении стратегических целей и тактических планов, формировать проактивную политику и успевать за изменениями, происходящими в маркетинговой среде. Знание факторов повышения экономического потенциала предприятия позволяет найти новые (адекватные условиям конкуренции) рычаги повышения конкурентоспособности.

В таблице дана краткая характеристика каждого этапа развития рынка и выделены факторы повышения экономического потенциала предприятия на данном этапе.

Характеристика стадий жизненного цикла отрасли и факторов повышения экономического потенциала предприятия

Описание стадии: стадия выведения на рынок
– высокий потенциал роста рынка;
– низкие темпы роста объема продаж;
– небольшое количество конкурентов;
– высокий уровень инвестиций;
– высокий уровень цен;
– низкий уровень потребления товара.

Факторы повышения экономического потенциала:
– лицензионные и патентные барьеры; повышение инновационного и производственного потенциала фирмы;
– работа с поставщиками в области качества/надежности для роста производственного и маркетингового потенциала;
– использование системы государственной поддержки отрасли для повышения производственного, маркетингового, инновационного потенциала;
– сотрудничество с вузами для развития научно-исследовательского, трудового, организационно-управленческого потенциала.

Стадия роста:
– ускорение темпов роста рынка;
– растущие темпы продаж и прибыли;
– рост количества конкурентов;
– постепенное снижение цен;
– высокий потенциал роста рынка.

Факторы повышения экономического потенциала:
– покупка лицензий, патентов для повышения инновационного и производственного потенциала фирмы;
– интернационализация предприятия;
– стимулирование торговых посредников для повышения производственного и маркетингового потенциала;
– изменение ценовой политики для привлечения дополнительных клиентов и повышения маркетингового потенциала.

Стадия турбулентности:
– замедление темпов продаж/прибыли;
– «накал» конкуренции; ценовая конкуренция;
– постепенное насыщение рынка товарами;

Факторы повышения экономического потенциала:
– покупка лицензий, патентов для повышения инновационного и производственного потенциала фирмы; повышение ценовых и неценовых барьеров в конкурентной борьбе;
– работа с поставщиками в области качества/надежности для роста производственного и маркетингового потенциала;
– интернационализация фирм;
– обучение сотрудников, повышение квалификации для повышения эффективности трудового потенциала.

Стадия зрелости:
– насыщение рынка, стабилизация продаж;
– стабилизация конкуренции;
– предложение начинает превышать уровень спроса;
– развитие дифференциации между многочисленными товарами.

Факторы повышения экономического потенциала:
– передача определенных сторон деятельности на аутсорсинг сторонним компаниям;
– внедрение системы проверки и контроля качества;
– программы лояльности для повышения маркетингового потенциала;
– модернизация активной части основных средств для повышения производственного потенциала; модификация товара;
– внедрение автоматизированных систем управления производством.

Стадия упадка:
– спад спроса; снижение продаж;
– сворачивание производства;
– компании начинают уходить с рынка.

Факторы повышения экономического потенциала:
передача определенных сторон деятельности на аутсорсинг сторонним компаниям;
поддержание уровня обслуживания клиентов для повышения маркетингового потенциала

Таким образом, исследование концепции жизненного цикла отрасли и понятия «экономический потенциал» позволяет сформировать систему факторов повышения эффективности деятельности фирмы, т. е. ее экономического потенциала на каждом этапе жизненного цикла предприятия.

Научная новизна исследования заключается в применении концепции жизненного цикла отрасли для выделения факторов повышения экономического потенциала предприятия. Впервые сформулированы основные направления повышения конкурентоспособности и экономического потенциала предприятия на отдельных этапах жизненного цикла отрасли. Однако до сих пор достаточно сложно оценить факторы и критерии деятельности компаний на разных стадиях жизненного цикла отрасли.

Список использованной литературы
1. Головкин Д. С. Актуальность разработки комплексной методики оценки экономического потенциала предприятия // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2015. Вып. 3/4 (25/26). Экономика. С. 97-102.
2. Портер М. Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. 3-е изд. Альпина Бизнес Букс, 2007. 454 с.
3. Портер М. Конкуренция. Испр. изд. М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2005. 608 с.
4. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

Д. С. Головкин

Факторы повышения экономического потенциала предприятия в рамках концепции жизненного цикла отрасли

Опубликовано 29.05.2020 11:17 | Просмотров: 625 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0