23.06.2019 20:21

Феномен скандинавской мифологии в актуальной культуре: методические аспекты изучения. Часть 1

Феномен скандинавской мифологии в актуальной культуре: методические аспекты изучения. Часть 1

Актуальность обращения к теме скандинавской мифологии в современной культуре, на наш взгляд, вызвана следующими обстоятельствами:
- во-первых, для современной культуры характерно обращение к мифологическим, архетипическим основаниям культуры, постоянные отсылки к феномену прошлого;
- во-вторых, именно скандинавская мифология включена в пространство массовой культуры и индустрии массовых развлечений - кино, видеоигры, мода, музыка, массовые жанры литературы;
- в-третьих, актуализирует обращение к тематике скандинавской мифологии многократные обращения художников (разной направленности) к сюжетам, образам, стилистике скандинавского эпоса;
- в-четвертых, сюжеты и герои скандинавской мифологии используются в тематике ролевых игр, реконструируются исторические костюмы, оружие персонажей;
- в-пятых, интерес к скандинавской мифологии подкрепляется существованием особой религии - асатру, которая и в современной культуре пользуется популярностью отдельных групп;
- в-шестых, популяризации скандинавской мифологии способствуют обращения современных российских и зарубежных писателей к сюжетным аспектам данного периода.

Совокупность указанных обстоятельств актуализирует обращение культурологов к проблематике скандинавской мифологии.

Под скандинавской мифологией нами понимается система знаний и представлений о мире, основанная на языческих верованиях древнегерманских племен и на эпических текстах «Старшей» и «Младшей Эдды». Скандинавская мифология дошла до нашего времени благодаря двум литературным источникам - «Старшей» и «Младшей Эдде». «Старшая Эдда» была составлена в Исландии в XIII в. и найдена в 1643 г. епископом Бриньолвом Свейнссоном. Она содержит в себе песни о богах, героях, происхождении вселенной. «Младшей Эддой» называют сборник, составленный исландским поэтом и ученым Снорри Стурлусуном, в котором в прозе рассказывается о поэтическом искусстве скальдов и пересказываются, объясняются, цитируются сюжеты «Старшей Эдды». Часть песен «Старшей Эдды» была обнаружена в рукописях, названных «Малая Эддика», так возникло понятие - эддическая поэзия. Значение слова «эдда» не установлено: иногда его переводят как «книга из Одди» (название местности, где Снорри жил в детстве), иногда как «прабабка» или «поэзия». Лучшей сохранности старинных мифов послужило еще и то, что исландские записи велись на родном народном языке, в то время как в Европе все писалось на латыни [1; 2].

Главными специфическими чертами скандинавской мифологии, на наш взгляд, являются особое отношение к войне, битвам за мир и смерти, суровость и жестокость сил природы, понимание того, что сами боги смертны, неоднозначность и яркость характеров героев и необычайно светлая вера в возрождение мира после его уничтожения.

Сюжеты скандинавских легенд привлекают атмосферой жестокой стихийной природы, мрачностью и монументальностью, необычными образами мифических пространств и существ к себе не только исследователей и творческих людей, но и активно используется в контексте массовой визуально-зрелищной культуры. В данной статье мы обозначим возможные характеристики и направления методики анализа скандинавской мифологии в контексте визуально-зрелищной представленности (на примере современного кинематографа и видеоигр). На сегодняшний день наиболее известными, популярными и зрелищными объектами кинематографического воплощения скандинавской мифологии являются следующие:
- серия фильмов «Кинематографическая Вселенная Marvel»: вымышленная Вселенная, американская медиа-франшиза, основанная на комиксах компании «Marvel»;
- трилогии Питера Джексона «Властелин Колец» («Братство Кольца», «Две крепости», «Возвращение Короля») и «Хоббит» («Нежданное путешествие», «Пустошь Смауга», «Битва пяти воинств»);

Представим краткую характеристику анализируемых кинофильмов.
- в киновселенную Marvel на данный момент входят семь фильмов, включающих в себя элементы скандинавской мифологии. Первый из них, «Тор», вышел в 2011 г. и собрал около 450 млн долларов; последующие кинокартины с тематикой скандинавских мифов стали более популярны и привлекли внимание аудитории;
- первая трилогия Питера Джексона выходила в 2001-2003 гг. и воспроизводила сюжеты трех книг Дж. Р. Р. Толкина, ее мировые сборы составили 2,91 млрд долларов. Следующая трилогия, снятая уже по одной книге Толкина «Хоббит: Туда и обратно», выходила с 2012 по 2014 гг., ее сборы - 1,21 млрд долларов.

Романова М. А.
Продолжение следует

Феномен скандинавской мифологии в актуальной культуре: методические аспекты изучения. Часть 1

Опубликовано 23.06.2019 20:21 | Просмотров: 3429 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0