13.02.2021 19:37

Использование ИКТ в обучении говорению на уроках финского языка. Часть 3

Использование ИКТ в обучении говорению на уроках финского языка. Часть 3

Учитель также может прибегнуть кИКТ при развитии навыков диалогической и монологической речи. Начиная с основ (заучивание фраз стандартных диалогов) и заканчивая созданием собственного монолога или участием в диалоге по какой-либо теме. Заданиями на формирование навыков говорения с использованием ИКТ могут быть следующие:
1) Показать на уроке небольшой видеоролик, связанный с определенной темой, и затем попросить учащихся выразить свое мнение о нем. Можно задать вспомогательные вопросы: если это реклама, то спросить о том, будет ли такой товар продаваться лучше; если ролик о какой-либо стране, то о желании/нежелании ее посетить и т.д.
2) Дать прослушать музыкальную композицию, и затем:
• для формирования умений монологического высказывания - выразить свое мнение об этом произведении; эмоции, испытываемые при прослушивании; рассказать, заинтересовало ли это произведение, захотелось ли после прослушивания узнать больше об исполнителе или композиторе и его творчестве;
• для формирования умений диалогической речи - составить диалоги в парах, и каждой паре задать индивидуальную ситуацию: а) знаток произведений этого композитора, знающий не только о его жизни, но и об истории создания данного произведения и студент, желающий узнать больше; б) два человека, одному из которого понравилось произведение, а другому нет; в) пара человек, пришедшие в какое-то определенное место (магазин, ресторан, ночной клуб) и рассуждающие о том, подходит ли данное произведение для фоновой музыки данного места и т.п.
3) Предложить учащимся открыть в интернет-браузере карту и найти на ней любое место в мире. Приблизить до масштаба улиц, выбрать две точки на карте и в парах проработать диалог между путешественником, которому нужно добраться из пункта А в пункт Б и который не знает дороги, и его собеседником, причем ситуацию можно задать заранее: собеседник может быть незнакомцем, знакомым ли случайно встреченным другом, другим путешественником, гидом или знатоком истории данного места.

Перечисленные задания подходят для более позднего этапа изучения языка, когда учащиеся уже имеют определенный запас ЗУН, что позволит им вести диалог или представить собственную точку зрения на проблему. Однако и при работе с младшими школьниками в рамках любой темы мы можем использовать хотя бы всего одну картинку, чтобы выучить слово и потренировать короткие диалоги, состоящие всего из двух-трех фраз. Например, при изучении темы «Еда» мы можем на примере слова omena прямо на уроке проговорить диалог: ’Pidatko sina omenasta? Haluatkoomenaa? Minkavarinenomenaon?” и т.д. Как на начальном, так и на среднем и старшем этапах обучения можно предложить учащимся выступить с докладом по определенной теме. Доклад может включать подготовку презентации и/или использование любых других мультимедийных средств, а также устное выступление. Для младших школьников в рамках темы «Животные» можно предложить работу с графическим редактором Paint, где они могут нарисовать свое домашнее животное и рассказать о нём. Большим плюсом использования технологий на уроках финского языка является то, что они позволяют приблизить языковые ситуации к реальности и продемонстрировать случаи использования изучаемой лексики на реальном примере; также они позволяют включить в работу творческие способности, что способствует повышению интереса к изучению языка и всестороннему развитию личности учащегося.

Современному человеку сложно представить свою жизнь без компьютера. Мы активно используем различные технические средства в повседневной жизни: в работе, для связи и развлечения. Образование не является исключением. Рассмотрев возможности ИКТ в рамках обучения говорению, можно сделать вывод о том, что их использование необходимо, т.к. они значительно расширяют возможности учителя и учащихся, помогают рационализировать организацию и контроль учебногопроцесса, порой экономят время и силы. Несмотря на противоречия, которые могут возникнуть из-за несоответствия условий обучения устной речи и возможностей компьютерных технологий, вполне возможно организовать этот процесс, тренируя отдельные навыки, обращая внимание на определенные аспекты говорения, а также творчески подходя к самому процессу обучения.

Список литературы
1. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические основы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
2. Черепанова Н. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании// Сайт учителя информатики МОУ СОШ с.Толсты Черепановой Надежды Александровны [Электронный ресурс]. URL: http://cherepanova.74335s005.edusite.ru/p65aa1.html, (Дата обращения: 23.03.2016).

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования информационных и коммуникативных технологий при обучении говорению на уроках финского языка в школе, а также возможные задания с использованием компьютерных технологий.
Ключевые слова: технологии, обучение говорению, ИКТ, компьютер, диалог, монолог, устная речь.

А. В. Калинина

Использование ИКТ в обучении говорению на уроках финского языка. Часть 3

Опубликовано 13.02.2021 19:37 | Просмотров: 527 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0