25.04.2023 22:24

Использование основ цветоведения в плакате. Часть 2

Использование основ цветоведения в плакате. Часть 2

Воспринимая цвет, мы получаем большую часть информации об окружающем мире. С древнейших времен цвет служит и символом, и украшением, и источником -эмоциональных ощущений, эстетических переживаний.

Цвета разделяют на две группы: ахроматические и хроматические. К ахроматическим относят черный, белый и все серые. Хроматические цвета – все остальные.

Цвет характеризуется тремя основными свойствами: светлота, цветовой тон и насыщенность. Ахроматические цвета характеризуются только светлотой.

Светлота – это степень отличия цвета от белого и черного. Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, значит цвет светлый. Если наоборот – темный. Если разница между черным и белым равны, то цвет средний по светлоте.

Цветовой тон – это качество цвета, позволяющее сравнить его (то есть цвет) с одним из спектральных или пурпурных цветов.

Насыщенность – это степень отличия хроматического цвета от ахроматического, равного ему по яркости. Это степень выраженности конкретного цветового тона.

Явление цветового контраста заключается в том, что любой цвет (как ахроматический, так и хроматический) на темном фоне светлеет, а на светлом темнеет.

Тональностью называют соподчиненность всех цветов в композиции, когда ни один из цветов нельзя ни изменить по яркости или насыщенности, ни увеличить или уменьшить по размерам для сохранения целостности и согласованности колорита. Колоритом называется совокупность цветов художественного произведения, тонально объединенных между собой.

Одним из первых, кто начал проводить серьезные планомерные исследования по психо-физиологическому воздействию цвета, был немецкий поэт Гете, посвятивший этому 20 лет упорного труда. Гете считал, что каждый цвет оказывает специфическое воздействие. Так, синий вызывает чувство холода, красный действует устрашающе, в зеленом, по мнению Гете, заключена доброта, умиротворение, он может успокоить и глаз, и душу[2; 9].

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой.

Носители разных культур по-разному воспринимают цвет объектов. В зависимости от важности тех или иных цветов и оттенков в обыденной жизни народа, некоторые из них могут иметь большее или меньшее отражение в языке. Так, в русском языке присутствуют два отдельных слова синий и голубой, а в английском лишь blue.

Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный [2; 9].

Цвет в плакате имеет принципиальное значение. В цветовую композицию включается один или два-три цвета (редко больше) одной силы тона. Оперируя этими скромными возможностями, художник создает особый колорит.

Так в плакате Д. Моора «красный подарок белому пану» Образ мощной Красной Армии остро воспринимается потому, что красный цвет доминирует в плакате. Наличие ведущего цвета – одна из особенностей плакатного искусства, связанная с проявлением закона целостности.

Цвет в композиции акцентирует в той или иной степени наиболее существенную сторону темы, главную ее идею: Например, в плакате «Я протестую!» цвет играет важную, но все же не решающую роль. Поэтому он может быть изменен, допустим, на фиолетовый, голубой или сложносоставленный условный тон.

В плакате «Вперед, заре навстречу!» изменить красный цвет на какой-либо другой совершенно невозможно. Здесь цвет несет основную смысловую нагрузку: он выражает одновременно и алую зарю, и красный цвет как символ революции [1; 177].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что цвет в плакате имеет принципиальное значение. Цвет в плакате акцентирует в той или иной степени наиболее существенную сторону темы, главную ее идею. Это позволяет выполнить главную задачу плаката – быть легко понятым, максимально информативным. Люди должны мгновенно считывать сообщение и понимать, что им хотят сообщить.

Список литературы
1. П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов, А.А. Митькин. Психология восприятия и искусство плаката. – Москва, «Плакат», 1987. – 208с.
2. Миронова Л. Н. Цветоведение. – Минск, «Высшая школа», 1894. – 286с.
3. Иванов В. С. Как создается плакат. 2-е изд. – Москва, «Плакат», 1980. – 48 с.
4. Кравков С. В. Цветовое зрение. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 189 с.

Е.С.Голубева

Использование основ цветоведения в плакате. Часть 2

Опубликовано 25.04.2023 22:24 | Просмотров: 329 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0