22.04.2019 14:02

Повседневное экологическое сознание: «свои» и «чужие»

Повседневное экологическое сознание: «свои» и «чужие»

Экологическая тематика актуальна в наши дни. Вынужденный интерес к проблемам окружающей среды вызван устрашающей статистикой о количестве катастроф, показывающих, что современная экосистема не способна справляться с возложенной на нее нагрузкой. Поэтому поиски способов решения экологической проблемы осуществляются на государственном и мировом уровне. Однако корень проблемы таится в отношении простого обывателя к окружающей его природе. Человек не осознает в полной мере экологическую проблему, т.к. его сознание не позволяет создать полное представления о ней. Это вызвано недостатком информации, нашем отдалением от природы, неправильным воспитанием и особенностями мышления.

Обыватель - типичный представитель городской среды, который получает все необходимые ресурсы для нормальной жизни, чье экологическое сознание характеризуется инфантильностью и иллюзорностью. Современный человек не взаимодействует с природой напрямую. В связи с этим у него возникает нарушение в адекватном восприятии окружающей среды. Взаимодействие общества и природы в условиях города обладает свойством глокальности. Для нас «существует» лишь то, что с нами непосредственно связано. Проблема адекватного восприятия окружающей нас действительности лежит в основе других проблем, уже непосредственно являющихся факторами экологических противоречий. Город диктует обывателям новые экономические условия, ради выживания в которых многим приходится идти на меры по экономии средств и жертвование экологическими ресурсами ради экономического процветания. В противоположность повседневному мышлению обывателя мы хотим рассмотреть мышление личности, настроенной на адекватное понимание экологической ситуации - «эколога». Он выделяется из общей массы людей своими убеждениями и принципами. Само слово «эколог» у нас вызывает некие ассоциации с природой, даже с протестным движением. «Эколог» является чужаком (в терминологии А. Щюца) для остальных представителей социальной среды, с которой он взаимодействует. В каждой социальной группе есть культурный образец. Культурный образец подразумевает собой ценности, институты, обычаи, образ жизни и др., характерные для данной социальной группы.

Кризис «эколога» как чужака в том, что для него нехарактерны установки, работающие в рамках социальной группы. «Эколог» ставит под сомнение те принципы, которые для обывателя являются истиной. «Мышление-как- обычно», присущее обывателю, базируется на нескольких фундаментальных утверждениях, к которым относятся: неизменность нашей жизни и безоговорочное доверие знанию, переданному нам другими членами нашей социальной группы. Культурный образец обывателя не характерен для «эколога», и вследствие этого у «эколога» более адекватный взгляд на проблему окружающей среды. Большинство индивидов не рассматривает проблемы в новом ключе. В связи с этим у обывателя закрепляется экологическая неграмотность, которая для него комфортна. «Эколог» осознает роль человека в глобальной катастрофе. Он понимает, что в глобальном масштабе он немногое изменит в одиночку, однако это не мешает ему постоянно соблюдать некоторые простые правила, оказывающие положительное действие на экологическую обстановку в целом. Эти правила всем хорошо знакомы: не мусорить, экономить энерго- и водные ресурсы и т.п. Современное поколение имеет определенные обязательства перед собой, природой и потомками. Существование «чужих» экологически гармоничных личностей позволяет обывателям понять, что решение проблемы можно начать именно с себя.

Морева М. Ю.

Повседневное экологическое сознание: «свои» и «чужие»

Опубликовано 22.04.2019 14:02 | Просмотров: 489 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0