24.05.2023 12:36

Проектная деятельность как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космосом. Часть 1

Проектная деятельность как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космосом. Часть 1

Аннотация: В статье анализируется влияние проектной деятельности в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Проведённая опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность разработанных проектов для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космосом.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, проектная деятельность, космос, познавательное развитие, формирование представлений об окружающем мире.

В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Вераксой Н. Е., Данилиной Т. А., Киселевой Л. С., Пахомовой Н. Ю., проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Веракса Н.Е. выделяет три основных вида проектной деятельности дошкольника: творческую, исследовательскую и нормативную – каждая из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.

С раннего детства у детей пробуждается интерес к небу, космосу и звездам. Поддерживая этот интерес и развивая его, педагог дает толчок самостоятельной поисковой деятельности ребенка, развивая его воображение и мышление. В ходе овладения начальными астрономическими знаниями в сознании ребенка формируется научная картина мира.

В настоящее время в детском саду ознакомление детей с космосом происходит в основном весной и ограничивается одной-двумя неделями. Из-за этого знания детей о космосе путанные, отрывочные и неполные. Представления о космосе формируются в основном посредством бесед, а проекты по данной тематике практически не разработаны.

В качестве задач по ознакомлению с космосом авторы программ «Детство», «Мир открытий», «Вдохновение» и других выделяют следующие:
1) формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной, Солнечной системе;
2) пополнять представления детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики;
3) воспитывать интерес и уважение к людям-первооткрывателям космоса.

Такие ученые как Паникова Е.А., Инкина В.В., Шорыгина Т.А., Лыкова И.А., Кнушевицкая Н.А. и другие отмечают, в процесс ознакомления детей с космосом и его освоением человеком целесообразно включать: наблюдения, игровую и продуктивную виды деятельности, чтение стихов и загадок, рассматривание иллюстраций и презентации, экспериментирование, в том числе и проекты. Методы, используемые в проекте, позволяют детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы и игру, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе подготовительной группы ДОУ No 3 г. Петрозаводска. Для исследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы (по десять детей в каждой), в эксперименте участвовало 20 детей 7 года жизни.

Цель опытно-экспериментальной работы: выявить исходный уровень сформированности представлений о космосе у детей 7-го года жизни. Для выявления уровней использовались: 1) диагностическое задание «Космонавтика» (автор Трифонова Е.В.) и 2) беседа «Космос» (автор Вершинина Н.Б.).

Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп указывает на то, что в обеих группах нет детей с высоким уровнем сформированности представлений о космосе.

Средний уровень по методике «Космонавтика» показали 2 ребенка в экспериментальной группе, и 6 детей в контрольной. Низкий уровень сформированности представлений о космосе по данной методике - в экспериментальной группе у 8 детей, а в контрольной у 4 ребят. Никто из диагностируемых детей не знает имени первой женщины космонавта. Дети называют одежду космонавта, её элементы и назначение, а также 2-3 черты характера людей данной профессии. Низкий уровень характеризовался только знанием фамилии первого космонавта.

Е. А. Венцель
Продолжение следует

Проектная деятельность как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космосом. Часть 1

Опубликовано 24.05.2023 12:36 | Просмотров: 246 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0