28.03.2023 22:29

Роль интеграции в развитии младшего школьника. Часть 1

Роль интеграции в развитии младшего школьника. Часть 1

Аннотация. Процесс обучения может строиться на интегративной базе, обеспечивающей качественные результаты. Исследователи определили ряд подходов к осуществлению интегрированного обучения. Одной из форм организации интегрированного обучения является интегрированный урок, способствующий развитию младших школьников.
Ключевые слова: интеграция, функции интеграции, интегрированное обучение, интегрированный урок, преимущества интегрированных уроков.

В настоящее время понятие «интеграция» достаточно часто употребляется в нашей лексике. По мнению Ю.М. Колягина, термин «интеграция» в системе начального обучения может принимать несколько значений.

Во-первых, это формирование у младших школьников представления о мире как едином целом (в данном случае интеграция рассматривается как цель обучения) [1]. Итогом такой интеграции является усвоение младшими школьниками тех знаний, которые способствуют более явному отражению связанности отдельных элементов (частей) мира как системы. В результате учащиеся с первых дней обучения в школе смотрят на мир, в котором все части взаимосвязаны друг с другом.

Во-вторых, «это нахождение общей платформы сближения предметных знаний» [1; 29]. Здесь интеграция обозначается как средство обучения. В начальной школе ученики знакомятся со многими явлениями, процессами, закономерностями, понятиями окружающего мира в разных учебных предметах, причём на этом этапе дети имеют элементарные представления о них. В ходе обучения младшие школьники приобретают всё больше новых знаний, пополняя и расширяя уже имеющиеся.

В образовательном процессе интеграция выполняет ряд функций, а именно:
1. Методологическая функция – формирование представлений об изучаемых предметах у младших школьников.
2. Образовательная функция – формирование целостности, системности, связанности раздельных элементов как систем, осознанность изучения материала.
3. Развивающая функция – развитие (стимулирование) эффективной познавательной активности, преодоление сложности перехода с одного вида деятельности на другой, расширение круга интересов и знаний учащихся.
4. Воспитывающая функция – воспитание самостоятельности, активности, творчества младших школьников.
5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, применение разнообразных методов, приёмов и форм организации процесса обучения.

Процесс обучения, построенный на идеях интеграции, называется интегрированным обучением, в основе которого лежит объединение учебного материала по разным учебным предметам.

В наши дни существуют разные подходы к осуществлению интегрированного обучения в начальной школе: разработка и организация интегрированных курсов; организация интегрированного учебного дня; разработка и проведение интегрированных уроков [2].

Самой распространённой формой организации интегрированного обучения в образовательном пространстве начальной школы является интегрированный урок.

Интегрированный урок – это особый тип урока, в котором объединяют материал различных учебных предметов для последовательного и многогранного изучения явлений и процессов, обеспечивающего целостный взгляд на окружающий мир, а также развитие умений устанавливать взаимосвязи.

Анализ статей журнала «Начальная школа» с 2006 по 2017 год показал, что чаще всего сочетаются следующие учебные предметы в интегрированных уроках:
1) окружающий мир – музыка – изобразительное искусство – литературное чтение (Н. М. Белянкова);
2) обучение грамоте — литературное чтение — окружающий мир (Л. В. Новоженина, Л. М. Антипова);
3) изобразительное искусство — литературное чтение — музыка (Н. Ф. Бакалова);
4) русский язык — окружающий мир (Т. А. Исламова, Н. Г. Корнеева);
5) русский язык — английский язык (К. Р. Тлатова);
6) литературное чтение — математика — окружающий мир (Е. Н. Руднянская, Е. И. Коновалова);
7) окружающий мир — технология (О. И. Засимова);
8) литературное чтение — музыка (И. Н. Захарян, Г. В. Кленина);
9) окружающий мир — информатика (А. А. Калмыкова);
10) окружающий мир — физическая культура (Н. М. Харинова, Е. В. Чухно);
11) окружающий мир — математика (О. В. Бобкова).

А. Г. Романова
Продолжение следует

Роль интеграции в развитии младшего школьника. Часть 1

Опубликовано 28.03.2023 22:29 | Просмотров: 293 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0