18.10.2021 23:09

Социокультурные и педагогические аспекты различных форм организации массовых спортивных соревнований студентов. Ч.1

Социокультурные и педагогические аспекты различных форм организации массовых спортивных соревнований студентов. Ч.1

Цель настоящей статьи - выявить, систематизировать и оценить различные формы организации массовых спортивных соревнований студентов.

Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт [5].

Спортивные соревнования - это одна из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной работы.

Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от внутривузовских до международных студенческих соревнований.

При их организации чаще всего используется модель, которую в литературе принято называть «традиционной спортивной моделью» [6,7].

Традиционные способы организации соревнований позволяют решать ряд социальных задач, но также они имеют и существенные негативные стороны:

- развивают у участников желание любой ценой - даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов - добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими;
- затрудняют социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями;
- содействуют одностороннему развитию участников, проявлениям агрессивности, национализма и т.д.

Также, некоторые исследователи (Исаев А.А., Ищенко С.А. и др.) указывают на такие негативные факты «традиционной модели соревнований» как:

- нескончаемые скандалы с допингом, порой заканчивающиеся аннулированием золотых олимпийских медалей;
- выявляющиеся факты коррупции среди членов олимпийских комитетов, как Международного, так и национальных;
- шовинизм и национализм, сопровождающие крупные соревнования;
- грубое насилие и хулиганство на стадионах и спортивных аренах;
- проникновение духа коммерциализации в детский и юношеский спорт;
- разрушительное влияние запредельных сверхнагрузок большого спорта на здоровье спортсменов и т.д.

Все эти негативные факты справедливо вызывают настороженное отношение общества к спорту и спортивным соревнованиям, особенно ее интеллектуальной и творческой элиты [2, 3].

Анализ Положений студенческих соревнований («Положение о соревнованиях II Всероссийской летней Универсиады 2010 года», «Положение о соревнованиях II летней Спартакиады молодежи России 2010 года», «Положение о проведении XXIII Московских студенческих игр» и др.) показал, что в них ставятся важные цели и задачи:

• формирование здорового образа жизни, позитивных жизненных установок у обучающихся, их гражданское и патриотическое воспитание;
• популяризация видов спорта, улучшение физкультурно-спортивной работы с обучающимися в ВУЗах;
• профилактика преступности, наркомании и алкоголизма;
• выявление сильнейших спортсменов и их подготовка для участия в международных соревнованиях, студенческих Чемпионатах Европы, мира и Всемирных Универсиадах.

Однако, к сожалению, во всех Положениях о соревнованиях из всего немалого перечня провозглашаемых задач подробно прописаны способы, формы и методы решения только одной задачи - выявление сильнейших и наиболее способных спортсменов. В программах всех соревнований детально расписываются дни соревнований, туры соревнований, стыковые игры, финальные матчи, определение победителей, награждение. На основе этого организаторам и участникам абсолютно понятно, что и как необходимо делать для определения лучших спортсменов. Задачи оздоровления, формирования здорового образа жизни, воспитания и т.п. только декларируются, предполагается, что их реализация должна осуществляться в меру понимания их каждым тренером, организатором, студентом.

Таким образом, «традиционная спортивная модель» организации спортивных соревнований не позволяет в полной мере реализовать огромный потенциал спортивной деятельности, удовлетворить связанные с ней многообразные потребности и интересы студентов.

С учетом этой ситуации ведется интенсивный поиск инновационных форм организации массовых спортивных соревнований студентов.

Вносится множество различных предложений.

Одним из них являются, разработанные С.Н. Литвиненко в ходе практической реализации муниципальной программы «Здоровье нации» (г. Ростов-на-Дону, 1994-2004 гг.), инновационные технологии использования принципа состязательности при проведении массовых спортивно-оздоровительных мероприятий с целью развития спорта для всех [4].

Положительный эффект предложенной технологии заключался в том, что были преодолены следующие сложности при проведении массовых соревнований «для всех желающих»: во-первых, учитывались возрастные и половые особенности участников, при фиксировании результатов учитывался комплексный подход, во-вторых, удалось нивелировать преимущество профессионалов в определенном виде спорта, а преимущество получали индивиды с гармоничным физическим развитием[4] .

На наш взгляд, недостатки данной программы соревнований заключаются в том, что она больше ориентирована на спортивно - подготовленных людей, спортсменов, на молодежь, предпочитающую экстремальный спорт, нежели на «всех желающих». Некоторые из видов упражнений, предложенных программой, являются трудновыполнимыми для неподготовленных людей, тем более для женщин и людей с ограниченными возможностями. К числу таких упражнений можно отнести: маунтинбайк, фигурное вождение велосипеда, гребля на шлюпках, скалолазание и др.

Кирилина Л.Ю.
Продолжение следует

Социокультурные и педагогические аспекты различных форм организации массовых спортивных соревнований студентов. Ч.1

Опубликовано 18.10.2021 23:09 | Просмотров: 893 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0