22.09.2019 14:48

Архитектура Саратова. Доходные дома модерна

Архитектура Саратова. Доходные дома модерна

Рубеж XIX - XX веков - время быстрого развития капитализма в европейских странах. Это привело к значительным изменениям в укладе общественной жизни. Перед архитектурой встали совершенно новые задачи. Надо было строить фабрики, конторы, вокзалы, выставочные павильоны, библиотеки. Разрабатывалась новая типология зданий. Особо активно в это время начали возводить доходные дома - многоквартирные жилые дома, построенные для сдачи квартир в наём.

Данный тип постройки сложился в Западной Европе в 30-40-е гг. XIX века. Тогда же доходные дома активно возводятся в Москве и Петербурге. несколько позднее в торговых городах Поволжья, в том числе и в Саратове.

В нашем городе доходные дома строились в разных стилях и направлениях. Доходный дом Горина (Московская, 39) представляет собой русский стиль. Это первая крупная доходная постройка в Саратове, которая своей трехчастной симметричной композицией отвечает композиционным принципам окружающих его «образцовых» домов.

Доходный дом Левковича эклектичен, сочетает в себе историзм и модерн. Композиция главного фасада строго симметрична относительно центральной оси, отмеченной главным входом с прямоугольным эркером над ним. Овальное окно третьего этажа выполнено в стиле модерн и украшено лепным декором.

Фасад доходного дома Ф.Я. Бузика (Ульяновская, 26) выходил на красную линию улицы. Нарядный, выполненный в русле классицизма декор дома подчеркивается узором кирпичной кладки со вставками стандартного набора украшений из белого камня или гипса.

Наиболее интересны постройки модерна. В данном стиле работал известный саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин. Особо крупная его работа - это доходные дома Пташкина (ул. Советская, 3-5).

Стиль архитектора отражает дух времени, времени утверждения в градостроительстве рационального модерна. Уличный фасад объединяет два тесно сросшихся корпуса. Комбинация обильной пластики - от геометрического орнамента до характерных фигур атлантов, кариатид с эркерами и балконами - наполняет объем дома №5 движением и драматизмом. Характерные черты этой архитектуры - строгость, деловитость, целесообразность в сочетании с определенной декорированностью и изысканностью.

Фасад дома № 3 несколько монотонен. Декор его скромен: лепные гирлянды из стилизованных растений, тонкий барельеф центральной части, лепной орнамент над полукруглым окном и барельеф на мифологические темы - под ним резная филенчатая дверь, выполненная в характерных формах модерна (не сохранилась). В цветовой гамме фасада преобладают сочетания строгих серых тонов. Южный дворовый фасад симметричен, с пластическими акцентами в виде трёх эркеров. Полукруглый эркер лестничной клетки имеет крупные окна. Боковые эркеры повторяются симметрично расположенными балконами. Сохранилась кованая решётка балконов.

Доходный дом Смирнова (ул. Московская, 85), арх. В.К.Карпенко - так же хороший пример рационального модерна, отшлифовавшего приемы и почерк позднего этапа данного стиля. Экономичный, целесообразный план вытянутым каре уходит в глубину квартала, организует единый комплекс вокруг внутреннего двора. «Чистый», без лишних украшений фасад выигрывает от ощутимого контраста поля стены, заполненного прямоугольниками окон. Мощный эркер над входом, лежит на плечах у демона-атланта.

Наиболее ярко стиль модерн выражен в доходном доме Ананьева, арх. М.А. Пульман (ул. Вольская, 97). Характерная для зрелого модерна уравновешенность фасада выражается в ритмичном расчленении стены равными проемами окон, группировка которых по два-три придает сооружению динамику и экспрессию. Центральная ось главного фасада отмечена балконом и женской маской. Для здания характерно использование плавных, тягучих линий, что свойственно декоративному модерну. Эти же черты просматриваются в рисунке чердачных окон и обрамляющих его наличников. Экспрессия модерна проявляется и в рисунке балюстрад крыши, и в линиях решетки.

Проведенный искусствоведческий анализ показал следующее:
модерн саратовских доходных домов конструктивен, рационалистичен в нем нет экстравагантности ар нуво. Практически он представляет поздний этап в развитии стиля - рациональный модерн, который более сдержан и строг. Очевидно, что в разработке художественного образа доходных домов саратовские архитекторы руководствовались принципами петербургской школы модерна, которая приобщала себе формы классицизма и тяготела к фактурному разнообразию, полихромии, строгости.

Литература
1. Терехин С.О. Века и камни: (памятники архитектуры Саратовской области). - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990. - 152 с.
2. Семенов В.Н. Давыдов В.И. Саратов историко-архитектурный. Изд.2-е, уточн. и доп. - Саратов: Издательство «Новый ветер», 2012.-540 с.

Федосеева Ольга Сергеевна

Архитектура Саратова. Доходные дома модерна

Опубликовано 22.09.2019 14:48 | Просмотров: 606 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0