18.07.2019 12:40

Аспектация педагогической поддержки творческого саморазвития личности школьника. Часть 3

Аспектация педагогической поддержки творческого саморазвития личности школьника. Часть 3

На современном этапе методологическими основами системы педагогической поддержки творческого саморазвития выступают: личностно ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, М. А. Викулина, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, Н. Ю. Синягина, И. С. Якиманская и др.), антропологическая парадигма (Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков), теория педагогической поддержки (Т. В. Анохина, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, Т. А. Строкова и др.), системный подход в организации педагогического сопровождения (Л. И. Анцыферова, И. С. Батракова, В. А. Хлебников, Э. Г. Юдин и др.).

Вслед за М. Б. Зацепиной, автор статьи утверждает, что поддержка не умаляет роли активности личности, а «дает возможность создавать условия для самопознания и саморазвития личности, что не исключает возможности, в случае необходимости, оказать помощь и поддержку» [4, с. 91].

Ключевыми положениями педагогической поддержки творческого саморазвития школьников являются следующие: личность не становится, а изначально является субъектом познавательной и творческой активности, отсюда - приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности школьника как активного носителя субъектного опыта деятельности; проектирование образовательного процесса предусматривает возможность актуализации стремления личности к индивидуальной деятельности, к преобразованию всех аспектов жизнедеятельности. При конструировании и реализации образовательного процесса выявляется субъективный опыт каждого участника, и фиксируются складывающиеся способы учебной и творческой деятельности; сотрудничество педагога и школьника, направленное на обмен опытом деятельности, осуществляется в специально организованной совместной деятельности участников; результатом образовательного процесса выступает личностное становление школьников [6, с. 15].

Таким образом, саморазвитие индивида, можно понимать, как процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности. В отечественной науке проблема саморазвития рассматривается, как личностная возможность самосовершенствования; качественное самоизменение личности, которое направлено на самостоятельное «выстраивание себя» для эффективного самопроявления.

1. Акимова, Л. А. Социология досуга / Л. А. Акимова. - М.: МГУКИ, 2003. - 190 с.
2. Антонова, A. B. История развития эстетического воспитания и педагогического образования: монография / А. В. Антонова. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. - 230 с.
3. Волынкин, В. И. Художественная потребность и пути ее воспитания / В. И. Волынкин. - Астрахань: АГПУ, 2007. - 170 с.
4. Зацепина, М. Б. Дополнительное образование и развитие культуры дошкольника и младшего школьника / М. Б. Зацепина // Дошкольное образование: история, теория, практика: сб. науч. тр. - М.: Альфа, 2010. - С. 90-105.
5. Зацепина, М. Б. Педагогические основы досуга / М. Б. Зацепина. - М.: Альфа, 2004. - 85 с.
6. Зацепина М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. Б. Зацепина. - М., 2005. - 36 с.
7. Кириенко, Т. Ж. Система работы с одаренными детьми / Т. Ж. Кириенко // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 9. - С. 16-20.

О. Сушок

Аспектация педагогической поддержки творческого саморазвития личности школьника. Часть 3

Опубликовано 18.07.2019 12:40 | Просмотров: 91 | Блог » RSS


Рекомендуем:
Всего комментариев: 0