18.10.2020 21:44

Буферные зоны раннесоветского приграничья: Карельская Трудовая Коммуна и Дальневосточная республика. Часть 2

Буферные зоны раннесоветского приграничья: Карельская Трудовая Коммуна и Дальневосточная республика. Часть 2

Карельская Трудовая Коммуна была достаточно ограниченной формой административно-территориальной автономии в составе РСФСР [2; 230], тогда как Дальневосточная республика являлась независимым государством, руководствующимся собственной Конституцией [5; 81]. Это различие было обусловлено спецификой внешнеполитической обстановки в полиэтничном дальневосточном регионе: мелкие государства, образовавшиеся в случаесамоопределения малых народов республики, стали бы «лёгкой добычей» для территориальных притязаний Японии.

Как и любое другое независимое государство ДВР обладало всей широтой экономических прав. При Совете министров Республики формировались министерства торговли, финансов, промышленности и других экономических отраслей [5; 81 - 82]. Интересно, что и КТК, несмотря на совершенно иной государственно-политический статус, получила от центра особые бюджетные права, что выгодно в экономическом плане отличало её от других российских автономий [3; 459-461].

Языковой и культурный статус КТК обуславливался введением двух официальных и равноправных языков - финского («карело-финского») и русского, на которых выходил основной печатный орган «Карельская коммуна»/«Каг]а1ап kommuuni», велось делопроизводство и преподавание в школах [3; 440].

Разрешение национального вопроса в Дальневосточной республике проходило путём предоставления национальным меньшинствам культурно-национальной автономии. Также всем народамреспублики предоставлялось право обучения на родном языке [7; 73].

По мере того, как внешняя угроза существованию Дальневосточной Республики со стороны Японии миновала, а территория ДВР была очищена от белогвардейцев, необходимость в дельнейшем существовании буферного государства отпала, и вскоре был инициирован процесс слияния ДВР с РСФСР. 15 ноября 1922 г. Народное Собрание ДВР приняло решение о возвращении Республики в состав Советов [6; 74]. Процесс преобразования КТК в АКССР (1923 г.) также был обусловлен целым рядом внешнеполитических (давление Финляндии) и внутренних (голод, Карельское восстание 1921-22 гг.) факторов. Повышение статуса автономной области должно было привлечь население на сторону советской власти, ослабить недоверие к ней карельского крестьянства [9; 140].

Таким образом, создание двух буферных зон - ДВР и КТК - явилось результатом удачной внешней политики Советов, дипломатическим маневрам, преследовавшимодинаковые цели - сохранение территориальной целостности государства. Несмотря на различия в государственно-правовом статусе, эти образования имели много общих черт и схожее будущее: Карелия осталась в составе РСФСР, а независимая Дальневосточная республика просуществовала лишь до ноября 1922 г., после чего заявила о своем возвращении в Советскую Россию.Так начиналось строительство нового жестко централизованного советского государства.

Список литературы
1. Азаренков А. А. Внешнеполитический контекст политики «буферизма»: марионеточное дальневосточное государство - буфер как геополитическая игра большевистской России / А. А. Азаренков // Вестник Московского государственного областного университета. - Москва, 2009. - №2. - С. 108 - 116.
2. Бутвило А. И. Карельская Трудовая Коммуна / А. И. Бутвило. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2011. - 235 с.
3. История Карелии с древнейших времён до наших дней / М. И. Шумилов [и др.]. - Петрозаводск: Периодика, 2001. - 943 с.
4. Килин Ю. М. Карельский вопрос во взаимоотношениях Советского государства и Финляндии в 1918 - 1922 гг. / Ю. М. Килин. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. - 162 с.
5. Орнацкая Т.А. Особенности правовой системы Дальневосточной республики (1920 - 1922 гг.) / Т. А. Орнацкая // Чтения памяти профессора А. А Сидоренко: материалы регион. заоч. науч. - практ. конф. (Благовещенск, 30 нояб. 2014 г.). - Благовещенск, 2014. - Вып. 1. - С. 81 - 86.
6. Покровская И. П. Население Карелии / И. П. Покровска. - Петрозаводск: Карелия, 1978. - 192 с.
7. Раднаева С. Б. Автономии национальных меньшинств Дальневосточной республики (1920-1922-е гг.) / С. Б. Раднаева // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2009. - №32. - С. 71 - 74.
8. Сонин В. В. Государство и право Дальневосточной республики (1920 - 1922 гг.) / В. В. Сонин. - Владивосток: Дальнаука, 2011. - 296 с.
9. Такала И. Р. Национальное строительство или политический проект / И. Р. Такала // Проникновение и применение дискурса национальности в России и СССР в конце XVIII - первой половине XX вв. - Тарту: Эстонский национальный музей, 2011. - С. 129 - 151.

Аннотация. Вопрос сохранения территориальной целостности государства в условиях Гражданской войны и интервенции стал одной из главных проблем большевиков. Одним из способов решения этой проблемы на периферии было создание буферных государственных образований, например, Карельской Трудовой Коммуны и Дальневосточной республики.
Ключевые слова: Гражданская война, интервенция, государственное строительство, РСФСР, Карельская Трудовая Коммуна, Дальневосточная республика, буферная зона, приграничье.

C. C. Никитина

Буферные зоны раннесоветского приграничья: Карельская Трудовая Коммуна и Дальневосточная республика. Часть 2

Опубликовано 18.10.2020 21:44 | Просмотров: 653 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0