26.11.2022 22:33

«Дневник» Тапани Лёвинга как источник по истории партизанского движения в Финляндии в годы Великой Северной войны. Часть 2

«Дневник» Тапани Лёвинга как источник по истории партизанского движения в Финляндии в годы Великой Северной войны. Часть 2

По мнению отечественных [6; 188], а также некоторых финских исследователей [2; 266], партизаны не смогли достигнуть каких-либо результатов, а их вклад в военные действия оказался незначительным. Напротив, они всячески мешали умиротворению края, а финский народ страдал из-за их деятельности. Указывается, что в области действий финских партизан русской армией безжалостно сжигались целые деревни и леса для того, чтобы лишить мятежников всяческой поддержки и защиты [8; 90].

В записях Тапани Лёвинга мы находим подтверждение данному тезису. Так, его попытка задействовать мирное население в своих планах по борьбе с русской армией – для организации засады – была неудачна. Более того, Лёвинг рассказывает о случаях, когда крестьяне хотели поймать его и передать врагу, чтобы избежать наказания со стороны русских. Однажды Лёвингу пришлось бросить гранату в толпу крестьян, чтобы они разбежались в разные стороны, а он вместе со своим товарищем смог уйти. Однако были и те, кто помогал партизану – предоставлял ему информацию о русской армии, но довольно часто ему приходилось менять внешность, чтобы получить ее [1].

Можно полагать, что Лёвинг не случайно так подробно рассказывает о данных эпизодах. События, вошедшие в «Дневник», по всей видимости, тщательно отбирались с целью подчеркнуть заслуги партизана, и в данном случае Лёвинг хотел продемонстрировать свою преданность королю Швеции, противопоставляя этому образ покорного врагу населения Финляндии. Справедливость данного вывода подтверждается наличием в речах Лёвинга перед крестьянством прямого напоминания об их обязательствах перед королем [1].

В художественной литературе второй половины XIX – начала XX веков сюжеты об отношении мирного населения Финляндии к партизанам освещаются в совершенно ином ключе. Сакари Топелиус [3; 375] и Кюэсти Вилкуна [5] говорят о повсеместной поддержке партизан крестьянством; жестокие расправы русской армии – это, по их мнению, следствие неудачных попыток подчинить финский народ, который продолжал помогать партизанам наперекор распоряжению российских властей.

В целом, внимание национальных писателей сосредоточено на заслугах партизан в военных действиях. Топелиус указывал, что они более, чем кто-либо, спутали хорошо продуманный план военных действий русской армии [4; 235]. Был создан романтизированный образ Тапани Лёвинга, в котором читатели должны были увидеть не просто «одного из многих» представителей финской нации, а воплощение в себе ее лучших качеств. Вилкуна подчеркивал важность периода «Великого лихолетья» в истории Финляндии как одного из этапов многовековой борьбы финнов за создание собственного независимого государства, а партизаны стали примером этой борьбы [5].

На основе информации из «Дневника» Лёвинга действительно может быть сделан вывод о существенном вкладе партизан в ход военных действий. Сведения о русской армии – её численности и местоположении – Лёвинг передавал шведскому командованию; также важны сообщения партизана о присутствии русских шпионов в Стокгольме. В 1719 году Лёвинг предупреждал шведского короля, что русские собираются высадиться на побережье Швеции, что и случилось [1]. Разведывательные сведения, предоставляемые Лёвингом, могли оказать существенное влияние на ход военной кампании, но шведское командование не предпринимало попыток отвоевать Финляндию. Во время встречи Тапани Лёвинга и Карла XII в 1717 году, инициатором которой выступил сам шведский король, он ознакомился с ситуацией в Финляндии, а также похвалил партизана за его деятельность. Он заверил Лёвинга в своей лояльности и финансовой поддержке, но отказал партизану в военной помощи [1].

В конечном итоге, можно прийти к заключению, что «Дневник» Тапани Лёвинга является ценным историческим источником, но при работе с ним необходимо учитывать неизбежную субъективность автора в изложении событий. Национальные историки обращались к этому источнику с должной осторожностью. Но для национальных писателей сведения из «Дневника» стали источником вдохновения для создания произведений, на которых выросло несколько поколений финнов, и которые оказали существенное влияние на формирование финского национального идентитета.

Список литературы

1. Löfving S. Päiväkirja [Electronic resource] / S. Löfving // The Project Gutenberg. – Electronic data. – 1882. – URL: http://www.gutenberg.org/cache/epub/22361/pg22361.html – (25.04.2018).
2. Mäntylä I. Suurvaltakausi / I. Mäntylä // Suomen historian pikkujättiläinen / ed. by S. Zetterberg. – Helsinki : WSOY, 2003. – P. 181–272.
3. Topelius Z. Maamme kirja : lukukirja suomen alimmille oppilaitoksille / Z. Topelius. – Porvoo : WSOY, 1929. – 511 p.
4. Topelius Z. Välskärin kertomuksia / Z. Topelius. – Porvoo : WSOY, 1983. – 511 p.
5. Wilkuna K. Tapani Löfvingin seikkailut [Electronic resource] / K. Wilkuna // The Project Gutenberg. – Electronic data. – 1918. – URL: http://www.gutenberg.org/cache/epub/13171/pg13171.html – (25.04.2018).
6. Бородкин М. М. История Финляндии. Время Петра Великого / М. М. Бородкин. – Санкт-Петербург : Государственная тип., 1910. – 337 с.
7. Галиуллина Д. М. Проблема изучения мемуаров в отечественной исторической мысли / Д. М. Галиуллина // Учен. зап. Казанского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. – 2006. – Т. 148 (№4). – С. 36–45.
8.Лялина М. А. Очерки истории Финляндии от древнейших времен до начала XX столетия / М. А. Лялина. – Санкт-Петербург : Изд. В. Березовский, 1908.

И. Г. Лиман

«Дневник» Тапани Лёвинга как источник по истории партизанского движения в Финляндии в годы Великой Северной войны. Часть 2

Опубликовано 26.11.2022 22:33 | Просмотров: 262 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0