17.09.2019 23:15
Феномен терроризма как деструкция социального

В современной философии констатируется факт трансформации социальной реальности. Она более чем когда-либо характеризуется прерывностью и эфемерностью социальных связей, отсутствием стабильности, неожиданными линиями разрывов. Главная тенденция эпохи - глобализация - способствует изменению структурного профиля социальной организации. Уникальность современного миропорядка, находящегося на сегодняшний день в стадии становления, заключается в том, что все нации и цивилизации оказываются включенными в единый и целостный исторический процесс, но еще не научились сосуществовать в глобальном социальном пространстве. Национальное государство уже не может противостоять вызовами современности, но в общественном сознании оно еще не утратило своей ценности, и это вызывает определенные конфликты между странами, готовыми к существованию в транснациональном глобальном сообществе, и странами, сопротивляющимися этому.
Разрушение традиционных форм организации общественной жизни влечет за собой определенные риски. Трансформация социального не может происходить безболезненно. Общество как и любая система нацелена прежде всего на самосохранение, поэтому учреждение новых институтов встречает неодобрение со стороны уже существующих, модернизация пробуждает к жизни традиционные ценности и любые социальными преобразования становятся источником негативной энергии, появляющейся вследствие распада социального.
Человек может самореализовываться двумя путями: по пути творчества и по пути деструкции. Если он не состоялся как созидатель, то у него проявляется тяга к разрушению. Таким образом, деструкция является своеобразным средством самоутверждения. Разрушение социальных связей, подмена подлинного общения обменом информацией и товарами, провоцируют фрустрацию в социуме. Человек не находит в нем места для себя, и у него появляется желание уничтожить существующую социальную организацию, чтобы разрушить утвердившийся порядок вещей, и чем больше общество руководствуется коллективными интересами в ущерб интересов индивидуальных или интересов отдельно взятых социальных групп, тем более оно деструктивно.
В данном контексте феномен терроризма может быть рассмотрен в качестве одновременно и причины, и следствия деструкции социального. Зарождение феномена терроризма онтологически обусловлено тем фактом, что бытие проявляет себя как сущее с присущими ему разрывами и фрагментарностью, порождающее чувство того, что бытие по своей природе безосновно.
Деструкция социального, происходящая в современном социуме - это деструкция его основ, разрушение существующего социального порядка и замена его иным порядком, нуждающимся в легитимации. Неполное разрушение старых форм социальной организации и их сосуществование с альтернативными, до конца не признанными порядками, создает ощущение экзистенциальной тревоги и пробуждает в сознании архетип хаоса. Утрачивается чувство идентичности и принадлежности к определенной социальной группе, отождествления себя с ней. Состояние кризиса идентичности, стремлении лично самоутвердиться и усилить чувство идентичности вхождением в группу, в которой можно проверить подлинность собственного Я, как раз и характерно для террористов. Террористы - это, прежде всего, люди, ищущие опору в жизни и находящихся в состоянии повседневного, бытового ужаса. Идентифицируя себя по отсутствию идентичности, люди такого типа отождествляются и ассоциируются с такими же людьми, а затем в качестве коллективных субъектов Хаоса, Безосновности и Бездны отождествляют в террактах с собой других людей, ввергая их в состояние ужаса. Делая их своими, террористы выступают как освободители других и посредством других – освободителями себя: «... террористическая практика несет в себе еще и элементы терапии. Для любого из нас терроризм выступает терапевтической программой возвращения к реальности... Ужас терроризма состоит в том, что любая вылазка оказывается лишь продолжением террора повседневности, к которому мы давно относимся как к «привычному делу» [1]. Цель любой террористической акции - разрушить повседневный распорядок жизни обывателя, обозначить разницу между идеологическим конструктом и реальностью или, напротив, стереть грань, разделяющую их друг от друга.
Литература
[1] Ашкеров А. По справедливости: эссе о партийности бытия. - М.: Издательство Европа, 2008. - С. 187.
Посунько Ж. О.

Опубликовано 17.09.2019 23:15 | Просмотров: 339 | Блог » RSS |
Всего комментариев: 0 | |
| |