17.12.2023 21:46

Формирование правопонимания в Японии

Формирование правопонимания в Японии

Аннотация. Автор рассматривает, изучает особенности формирования правопонимания в Японии, аспекты, влияющие на развитие и формирование права, в том числе религиозные нормы, а также в статье удилено внимание некоторым особенностям современного права Японии.
Ключевые слова: Япония, конфуцианство, синтоизм, традиционное право, консерватизм, правосознание, «Тайхо рицурё».

Правопонимание формируется длительное время. На его содержание оказывает влияние множество факторов: историческое развитие, влияние иных сообществ, традиции, культура и даже географическое положение государства. Географическая близость Японии с Китаем оказала влияние на становление правого мировоззрения.

Основными религиями, повлиявшими на формирование правопонимания, стали синтоизм и конфуцианство. По мнению А. П. Садохина именно синтоизм способствовал формирование чувства «единства нации», которое и сегодня присутствует в правосознании японцев. До сих пор положения Конституции Японии содержат утверждение о том, что «Император … символ государства и единства народа» (статья 1 Конституции Японии) [5, с 544]. Идеи конфуцианства способствовали утверждению таких идей, как гуманность («жень») и справедливость, утверждавшие необходимость развития в каждом человеке положительных качеств, саморазвития, самосовершенствования («дао»). Нормы религии способствовали формированию этики взаимоотношений в японском обществе. Благодаря ей в обществе утвердились, в частности, такое правило, как не критиковать собеседника (а если и делать это, то исключительно завуалированно, так чтобы собеседник не был лишен своего достоинства), тем самым обеспечить гармонию отношений между людьми. Стремление к гармонии отношений присутствует и сегодня, более сильно это проявляется в корпоративных отношениях, что преимущественно подтверждается нормами гражданского права Японии. Следует отметить, что в Японии именно специфика религиозного мировоззрения привела к формированию правопонимания, основанного на естественных, традиционных началах с преобладанием норм нравственности.

В период правления Сётоку-тайси Япония жила по нормам обычного (традиционного) права. К первоначальным источникам, регулировавшим отношения, складывающимся в сфере управления стали наставления, морально-нравственные запреты правителя, обращенные к чиновникам [3, с 89]. Писанные законы, дошедшие до нас из глубин веков во многом схожи с китайскими. Основным нормативным правовым актом этого периода был закон «Тайхо рицурё» (702 г.). Анализ сохранившихся норм даёт основание предположить, что данный закон был скопирован у Китая и не имел отличий ни по структуре изложения ни по наказаниям. В нём отсутствует чёткое разграничение между нормами административного и уголовного права, отсутствует различие между деликтом и преступлением и преобладают нормы, предусматривающие жестокие формы наказаний (в частности, применялась казнь в виде «отсечения головы» за убийство) [, с ]. Это обстоятельство оказало существенное влияние на отношение японцев к праву. В сознании японца слово «право» долгое время ассоциировалось преимущественно с тюрьмой, которая воспринималась как символ жестокости.

В гражданских отношениях в этот период преобладают нормы традиционного права, религиозные нормы.

Современное право Японии приобретает новые формы. Происходит разделение отраслей права на уголовное и административное, материальное и процессуальное право.
Уголовное право представлено Уголовным кодексом Японии, который был принят в 1907 году и действует по настоящее время (в редакции Закона № 91 от 12 мая 1995 года с последующими изменениями). Имеют место и специальные уголовные законы: «Закон о несовершеннолетних» (1948 г.). Отличительной черной данной отрасли является отсутствие общей части. Следует заметить, что меры наказания стали более мягкими. Это подтверждается статистические данными. Так за 2011 год мера наказания в виде лишения свободы на срок свыше 3-х лет была назначена в 8 % случаев от их общего числа, а в России в этом же году – 76 %. [4, с 287]. Отдельные же ограничения сохраняют место, например, в уголовном процессе (в частности, адвокат при допросе может быть приглашён только с разрешения органов следствия). В целях оказания помощи при допросе ассоциация адвокатов разработала в 2004 году «Записки подозреваемых» (в редакции 2014 года), благодаря признанию которых государством, адвокаты получили возможность проверить, как и при каких обстоятельствах проводились первоначальные следственные действия и использовать их в качестве доказательств [6, с 97].

Система процессуального права включает в себя гражданский процесс, уголовный процесс и административный процесс. Закон Японии о судебном процессе по административным делам появился задолго до аналогичного закона в России (от 16 мая 1962 г. № 139 с изменениями) [2, с 3]. Гражданское производство практически ничем не отличается от Производства в России. Исключение составляют примирительные процедуры. Перед назначением судебного заседания проводятся примирительные процедуры (ст. 136 ГПК Японии) – они проводятся специальной комиссией, если примирение сторон не происходит, тогда назначается дата судебного заседания, но как правило, в 50 % стороны примиряются [1, с 94].

Меняется и отношении к праву. Японцы стали чаще защищать свои интересы в судебном порядке. Гражданское право развивается, но в этой отрасли сохраняют свое действие моральные устои. Так, например, кредитор должен вначале выяснить материальное положение должника, и если оно тяжёлое, ему стоит отнестись к этому обстоятельству с пониманием и воздержаться от требования долга посредством суда, поскольку возможно порицание со стороны общества.

Таким образом, система современного права Японии представлена нормами материального и процессуального права (гражданское право и гражданское процессуальное право; уголовное право и уголовно-процессуальное право), публичного и частного права, но со своими нюансами. Прежде всего, следует отметить преобладание общественного интереса над частным. Основным источником регулирования является закон, понимаемый как нормативный правовой акт, принимаемый высшим органом законодательной власти. Основным законом является Конституция Японии (1947 г.), которая предоставила населению множество гражданских прав. Следует также отметить, что большая сфера отношений японском обществе по-прежнему регулируется нормами традиций и морально-нравственных принципов.

Таким образом, правопонимание в Японии прошло длительный путь становления и развития. Оно отражает потребности современного общества, однако сохраняет свою самобытность и консерватизм, что проявляется в высоком регулирующем воздействии нравственных и традиционных норм на общественные отношения в современной Японии.

Список литературы
1. Демченко М. С. Судебная система Японии / М. С. Демченко. – Москва : Лаборатория
книги. – 2012. – 94 с.
2. Закон Японии о судебном процессе по административным делам / перевод Р. О. Опалева. – Москва : Статут. – 2018. – 48 с.
3. Иванов А. А. История государства и права зарубежных стран / А. А. Иванов . – Москва : Юнити-Дана. – 2015. – 343 с.
4. Морозов Н. А. Япония : преступность и уголовная политика : монография / под ред. В. Е. Квашиса. – Санкт-Петербург : Издательство «Юридический центр», 2016. – 400 с.
5. Рамазанов А.Х., Халифаева А.К.. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций. 2005. 2005
6. Садохин А. П. История мировой культуры часть 1: учебное пособие / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 954 с.
7. Япония. Адвокаты Японии разработали «Записки подозреваемых» // Евразийская адвокатура, 2014. № 3 (10). С. 96.

Политаева Н. А.

Формирование правопонимания в Японии

Опубликовано 17.12.2023 21:46 | Просмотров: 252 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0