29.04.2023 17:41

Формирование представлений о семье у дошкольников с ОНР. Опыт эмпирического исследования. Часть 1

Формирование представлений о семье у дошкольников с ОНР. Опыт эмпирического исследования. Часть 1

Уже в первые годы жизни у ребёнка складываются представления о семье, на основе которых в дальнейшем будет построен её образ. Безусловно, большое влияние на их формирование оказывает та семья, в которой он растет и воспитывается.

Изучением проблемы формирования представлений о семье у дошкольников занимались многие педагоги и психологи, такие как А.М. Ганичева, Н.А. Голиков, И.В. Дубровина, О.Л. Зверева, Е.С. Кузьмин и т.д.

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями в развитии. Таким детям особо необходима помощь педагогов и специалистов в формировании представлений о семье и, возможно, в коррекции образа семьи. Это связано с большей вероятностью ухода отца из семьи, в которой появляется ребёнок с проблемами в развитии, с изоляцией семьи от общества и т.д. Данные факторы оказывают негативное влияние на формирование у детей представлений о семье.

Одно из более распространенных нарушений в развитии у дошкольников- общее недоразвитие речи, т.е. «различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [3]. Изучением данной проблемы занимались Г.И. Жаренкова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и другие.

Институт семьи сегодня переживает серьезный кризис [1,5]. Прежде всего, это происходит из-за смены членами семьи своих ролей, изменений её функций, недостаточности эмоциональных контактов по причине высокой занятости родителей, а также с возрастанием количества неполных семей. Его последствия, к сожалению, задевают и детей. Многие дошкольники считают сегодня абсолютно нормальным неуважительное отношение к старшему поколению, отдельное от семьи проживание отца, доминирующую позицию матери в семье и т.д. Данные стереотипы дети усваивают, прежде всего, в своей родной семье, приобретают из средств массовой информации и других источников.

Для детей с ОНР одной из главных причин формирования таких стереотипов является нарушение речи, которое влияет на их взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, самовосприятие и восприятие мира, окружающих людей в целом, что непосредственно отражается на формировании представлений о семье.

Поэтому одной из задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является формирование представлений о семье детей дошкольного возраста, на основе которых будет строиться образ правильной, благополучной семьи, а в дальнейшем и его собственной будущей семьи.

А. А. Зимина
Продолжение следует

Формирование представлений о семье у дошкольников с ОНР. Опыт эмпирического исследования. Часть 1

Опубликовано 29.04.2023 17:41 | Просмотров: 336 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0