29.04.2023 17:40

Формирование представлений о семье у дошкольников с ОНР. Опыт эмпирического исследования. Часть 2

Формирование представлений о семье у дошкольников с ОНР. Опыт эмпирического исследования. Часть 2

Можно выделить ряд структурных компонентов представлений о семье у дошкольников [2]:

1.Когнитивный компонент. У дошкольников формируются некие когнитивные представления о семье. Уже к старшему дошкольному возрасту дети могут перечислять признаки семьи и охарактеризовать их. С возрастом у ребёнка складывается определённый образ семьи, и не только своей собственной, а семьи как таковой. Ребенок в старшем дошкольном возрасте может описать, как должна выглядеть идеальная семья, изобразить ее портрет. «Т.А. Куликова пишет, что в благополучных семьях дети имеют положительные представления о родителях и семье как таковой. А в неблагополучных семьях, напротив, у детей складываются негативные представления». Сложившийся в детстве образ семьи во многом будет влиять создание своей собственной семьи у ребенка во взрослом возрасте.

2.Эмоционально-мотивационный компонент. Этот компонент включает: эмоции, чувства, отношения, побуждения относительно членов своей семьи. В случае благоприятного формирования принадлежности к семье ребенок чувствует себя желанным, любимым, он доверяет другим членам семьи, чувствует себя защищенным в своей семье, проявляет интерес, желание и инициативу во взаимодействии с членами семьи. «Ребенок не стесняется говорить о своих чувствах и с уважением относится к чувствам других. В свою очередь ребенок уверен во взаимности чувств и отношений к нему со стороны других членов семьи».

3.Поведенческий компонент. Дошкольники совершают определённые действия по отношению к своей семье: поддерживают, сопереживают, пытаются оказать помощь, участвует в совместных семейных делах и т. д. Поведение это зависит от правил, которые приняты в той или иной семье. «Если в семье принято открыто выражать свою точку зрения, эмоциональные состояния, проявлять заботу, поддержку, то наиболее вероятно, что в семье благоприятный психологический климат, который обеспечивает ребенку налаживание социальных связей более широкого уровня: в группе сверстников в детском саду и с другими взрослыми».

Существует множество способов, приёмов, методов социально-коммуникативного воспитания дошкольников. Но к формированию представлений о семье у детей с общим недоразвитием речи нужен особый подход, который сделает этот процесс эффективным и интересным для дошкольников.

Таким образом, проблема формирования представлений о семье детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной, но недостаточной разработанной, поэтому была поставлена следующая цель: изучение влияния специально разработанной серии занятий на формирование представлений о семье детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Мы предполагаем, что: реализация специально разработанной серии занятий будет способствовать формированию представлений о семье детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, при условии:
1)объединения серии занятий общей сюжетной линией («Дружная семья Смирновых»);
2) проведения занятий в игровой форме;
3)формирования представлений о семье от наиболее простых для понимания детей (элементарные родовые понятия, домашние обязанности и т.д.) к более сложным (семейные традиции, родословное древо семьи и т.д.).

Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о семье детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проходила на базе МБДОУ ПГО «Детский сад комбинированного вида No89 «Филиппок» с 22 сентября 2017 года по 30 марта 2018 год.

В работе принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста, из них: 15 детей с нормой речевого развития и 10 детей с общим недоразвитием речи, воспитывающихся в полных семьях.

Для изучения особенностей представлений о семье детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи были использованы 6 методик: «Беседа» (Е.К. Ривина), «Описание сюжетной картинки», «Методика идентификации детей и родителей», «Рисунок семьи», «Социально-психологический паспорт семьи».

По результатам проведённого исследования установлено, что 7 детям с ОНР требуется коррекционная работа по формированию представлений о семье. Критерии отбора детей для участия в серии коррекционно-развивающих занятий представлены на слайде.

С целью формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами была разработанасерия коррекционно-развивающих занятий в единой тематике. В её основе лежат методические разработки Е. К. Ривиной, А.А. Лопатиной, И. Нагибиной, Е.Н. Ерёменко и других [4].

А. А. Зимина
Продолжение следует

Формирование представлений о семье у дошкольников с ОНР. Опыт эмпирического исследования. Часть 2

Опубликовано 29.04.2023 17:40 | Просмотров: 337 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0