29.04.2023 17:39

Формирование представлений о семье у дошкольников с ОНР. Опыт эмпирического исследования. Часть 3

Формирование представлений о семье у дошкольников с ОНР. Опыт эмпирического исследования. Часть 3

Для достижения поставленной цели было разработано и проведено 13 занятий, которые объединены общей тематикой- «Дружная семья Смирновых». Длительность каждого занятия составляла 20-25 минут. Ведущей формой проведения занятий была подгрупповая, но в случае пропуска ребёнком одного из них, проводилась индивидуальная работа.

Каждое занятие включает в себя вводную, основную и заключительную части. Вводная часть содержит ритуал приветствия и направлена на то, чтобы создать благоприятную атмосферу в группе и настроить детей на работу.

В ходе основной части занятия проводиться работа по формированию у детей представлений о семье путём более близкого знакомства с семьёй Смирновых, которая поселилась в доме, созданном детьми на первом занятие. Для этого используются следующие методы и приёмы:
игры («Назови ласково», «Что за семья», и др.);
упражнения («Хороший и плохой поступок», «Кто, кому, кем приходится» и др.);
беседы («Идеальный дом», «Малыш в семье», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и др.);
наглядность (демонстрация иллюстраций с изображением членов семьи, домашних животных и др.);
практическая работа (изготовление открыток «Желаю тебе», «Для любимой мамочки»;
создание родословного древа семьи); изобразительная деятельность (изображение
традиции своей семьи и т.д.).

В заключительной части занятия с детьми проводиться беседа по итогам работы.
Она включает в себя обобщение пройденного материала и рефлексию (что понравилось, что не понравилось и т.д.).

Следовательно, в ходе наших занятий мы формировали все компоненты представлений о семье: когнитивный (изучение родовых понятий, функций членов семьи и т.д.), эмоционально-мотивационный (заботливое, трепетное отношение к членам семьи и т.д.), поведенческий (поговорили о домашних обязанностях, о появление малыша в семье).

Путём сравнения результатов первичной и повторной диагностики дошкольников экспериментальной группы была выявлена эффективность реализованных коррекционно-развивающих занятий.

Таким образом, разработанная нами серия коррекционно-развивающих занятий оказала положительное влияние на формирование представлений о семье детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Список литературы
1. Борисенков, В. П. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции, перспективы / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко // Науковедение. – 2014. –No. 5 (24). –С.1–22.
2. Буланова, Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста / Д. Д. Буланова // Теория и практика общественного развития .– 2015. – No. 3. – С. 189–192.
3. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/под ред. Л.С. Волковой.–М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.–703 с.
4. Ривина, Е. К. Знакомство дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2–7 лет / Е.К. Ривина. –М.: Мозаика–Синтез, 2008. – 128 с.
5. Щербакова, Л. И. Молодая семья в условиях трансформации институтов семьи и брака / Л. И. Щербакова, А. В. Верещагина, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. –2016. –No. 3. –С. 1–9

А. А. Зимина

Формирование представлений о семье у дошкольников с ОНР. Опыт эмпирического исследования. Часть 3

Опубликовано 29.04.2023 17:39 | Просмотров: 351 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0