24.05.2023 12:48

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. Ч.2

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. Ч.2

Одним из эффективных способов формирования представлений о геометрических фигурах являются логические блоки Дьенеша.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые отличаются друг от друга размером, толщиной, формой и цветом. Данные свойства можно использовать и комбинировать в различных вариациях, но на практике чаще всего используют три цвета (синий, желтый и красный), четыре формы, в частности, квадрат, прямоугольник, круг и треугольник, по две характеристики величины: большой и маленький, и величины: толстый и тонкий. В комплекте нет одинаковых по всем свойствам фигур.

Логические блоки помогают дошкольнику овладеть мыслительными операциями и действиями, важными в плане предматематической подготовки и общего интеллектуального развития. К подобным действиям относятся:
1. абстрагирование данных свойств;
2. выявление свойств предметов;
3. обобщение;
4. кодирование и декодирование;
5. сравнение;
6. классификация;
7. логические операции «не», «и», «или».

Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе МДОУ детский сад No 88 Цветочный Город» в группе старшего дошкольного возраста No 5 «Бульвар Незабудок».

В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Каждый этап работы имел свою цель и задачи.

Для констатирующего этапа нами была подобраны диагностические задания под названием «Что где лежит» и «Калейдоскоп» (авторы Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н.)

Анализ результатов обследования показал, что часть детей находится на среднем уровне, а вторая (меньшая) половина на высоком уровне.

Дети экспериментальной группы затруднялись ответить на вопросы о том, какие фигуры представлены; определить, чем отличаются круг и овал от других фигур; соотнести картинку с соответствующей фигурой, воспроизвести рисунок из фигур, соблюдая определенное их сочетание и расположение.

На формирующем этапе была проведена серия игр для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о геометрических фигурах посредством блоков Дьенеша.

Нами был разработана серия игр с использованием блоков Дьенеша; каждая игра имеет свой уровень сложности (1, 2, 3). При переходе на следующий уровень сложности задания из предыдущего повторялись, что необходимо для лучшего усвоения материала и для контроля сформированных навыков. Во время игр дети активно выполняли задания и постепенно, шаг за шагом, решали поставленные задачи. Некоторые из игр проводились с детьми в соревновательной форме. Поделившись на две команды, ребята выполняли задания с большим интересом, так как на кону стояла победа. Детям очень понравилось играть с логическими блоками, поэтому иногда в день мы играли по несколько раз. У некоторых дошкольников все получалось с первого раза, порой возникали ошибки, но часто дети справлялись с трудностями самостоятельно.

На контрольном этапе мы провели те же диагностические задания, что и на первом этапе. По итогам контрольного этапа мы пришли к выводу, у всех детей экспериментальной группы повысился уровень сформированности представлений о геометрических фигурах: распознавание свойств геометрических фигур, умение определять геометрическую фигуру, умение находить и сравнивать, классифицировать и объединять по одному-двум или трем свойствам.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что разработанная серия игр с блоками Дьенеша оказала положительное влияние на формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Д. Л. Михайлова

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. Ч.2

Опубликовано 24.05.2023 12:48 | Просмотров: 244 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0