12.12.2019 11:02

Интерактивное обучение на уроках физики

Интерактивное обучение на уроках физики

Сегодня задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения - то есть все, чего требуют новые образовательные стандарты.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность - способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Остановимся на некоторых приемах педагогической техники в технологии интерактивного обучения, которые были использованы нами на педагогической практике.

Прием «Встреча на узком мостике» - это модель конфликтной ситуации, которая позволяет продемонстрировать возможные стратегии поведения в ней - сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление, избегание. Два ученика отстаивают точки зрения: «Полезное или вредное трение» или «Что лучше машущее крыло птицы или парящее крыло самолета».

Прием «Диалог», используя который от учащихся требуется угадать, о чем идет разговор?
- Это физическое явление?
- Нет, это физическая величина, связанная с быстротой действия.
- Эта величина определяет меру выполненной телом работы?
- Нет, эта величина определяет скорость выполнения телом работы.
- Эта величина измеряется в Дж?
- Нет, она измеряется в Вт.
- Какая это величина?

Прием «Будьте судьей в споре», где три ученика обсуждали явление самоиндукции.

Первый ученик: «По-моему, существует три случая индукции токов:
a. электромагнитная индукция - при этом изменяется внешний поток магнитной индукции сквозь замкнутый контур (благодаря движению контура или магнитного поля);
b. самоиндукция - изменяется "свой" поток индукции (в связи с изменением тока в контуре);
c. взаимная индукция - магнитный поток через площадь, ограниченную контуром, изменяется благодаря изменению тока в соседнем контуре».

Второй ученик: «Физической ошибки здесь нет, но допущена грубая логическая ошибка в классификации. По-моему, в общем случае явление электромагнитной индукции состоит в том, что при изменении магнитного потока через площадь, ограниченную контуром, в этом контуре возникает ЭДС индукции независимо от того, чем обусловлено изменение потока. Явление самоиндукции и взаимной индукции являются частными случаями».

Третий ученик: «С этой поправкой я не совсем согласен. Допустив логическую ошибку, наш товарищ совершает и физическую ошибку. Его логическая ошибка заключается в том, что он не отличает более общее, родовое понятие (электромагнитная индукция) от менее общих, видовых понятий (самоиндукция и взаимная индукция). При разборе явления самоиндукции мы пользовались формулой закона электромагнитной индукции; физики могут это делать только потому, что самоиндукция является частным случаем электромагнитной индукции». А вы как думаете?

Одним из средств интерактивного обучения выступает интерактивная доска.

Это устройство объединяет в себе три инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор.

Обучение с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества: материалы к уроку можно приготовить заранее; можно создавать ссылки с одного файла на другой; материал можно структурировать по страницам; после занятия файлы можно сохранить в школьной сети или на любом другом носителе.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность обучающихся в учебном процессе.

А. Ю. Филиппова

Интерактивное обучение на уроках физики

Опубликовано 12.12.2019 11:02 | Просмотров: 47 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0