23.01.2023 19:44

Интерактивность как один из методов обучения географии. Часть 1

Интерактивность как один из методов обучения географии. Часть 1

Аннотация. В данной статье раскрыто понятие «интерактивность». Рассмотрены особенности интерактивных технологий как метода обучения географии, а также проанализированы отдельные интерактивные технологии в обучении.

Ключевые слова: интерактивность, интерактивные технологии, интерактивный метод обучения.

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Вопросы активного получения знаний и умений школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Современные учебники, пособия для учителей позволяют сконструировать урок так, чтобы происходило развитие у учащихся мышления, внимания и других видов познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога, и для учащегося? Педагогика предлагает различные пути реализации данной проблемы: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Одним из таких путей является использование интерактивных методов обучения.

Интерактивность (англ. interaction — «взаимодействие») – понятие, которое определяет особенности взаимодействия при коммуникациях. При помощи данного понятия характеризуют свойства информационных и коммуникационных систем. Также его используют в социальных науках – таких, как социология, психология, педагогика. Иными словами, интерактивность это важный показатель любой системы, ориентированной на взаимодействие с кем-то или чем-то. Следовательно, интерактивная методика обучения географии – это специальная форма организации познавательной деятельности на уроке, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, думают и умеют. Уроки с использованием интерактивной методики обеспечивают благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей учащихся.

К формам интерактивного обучения относят различные интерактивные технологии, т.е. обучение подразумевает хорошо организованную обратную связью субъектов и объектов обучения, с многосторонним обменом информации между ними [2]. Использование интерактивных технологий в обучении позволяет достигнуть высокого уровня коммуникативной активности учебной деятельности школьников. Отсюда – основной педагогической идеей является самостоятельное конструирование новых знаний и опыта участниками образовательного процесса через общение и взаимодействие. Интерактивные технологии позволяют реализовать основные принципы дидактики: единства обучения, воспитания и развития; научности и систематичности, сознательной творческой активности учащихся; наглядности и прочности усвоения знаний, умений и навыков; дифференцированного подхода к учащимся; обучение на высоком уровне трудности; развивающего обучения. К наиболее востребованным технологиям на уроках географии можно отнести: мозговой штурм, «корзина идей», кластер, пазлы, «аквариум» и многие другие.

Рассмотрим некоторые из них. По своему содержанию «Корзина идей» похожа на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и «Кластер». В каждом случае предполагаются разные формы работы – и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения – без их оценивания и анализа.

Например, прием «Корзина идей» предлагается для использования на этапе на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме, т.е. «вызывается» из памяти учащихся всё, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного личностного опыта учащихся и подготовка к восприятию нового материала (Что ты знаешь о горах? Почему море синее?). Здесь очень важно помочь ученикам самостоятельно определить цели урока.

Э.И.Ширякова
Продолжение следует

Интерактивность как один из методов обучения географии. Часть 1

Опубликовано 23.01.2023 19:44 | Просмотров: 241 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0