25.04.2023 22:26

Использование основ цветоведения в плакате. Часть 1

Использование основ цветоведения в плакате. Часть 1

Аннотация. Цель доклада заключается в рассмотрении особенностей использования основ цветоведения в плакате. Плакаты окружают нас повсюду – мы ежедневно видим их на улицах или в печатных изданиях. Хороший плакат должен быть информативным. Люди должны мгновенно считывать сообщение и понимать, что им хотят сообщить. Поэтому в плакатном искусстве огромная роль принадлежит как самому цвету, так и его символике. Чтобы лучше понять, как цвет влияет на восприятие человека, в данной работе мы рассмотрим основные свойства цвета и закономерности его восприятия.
Ключевые слова: плакат, цветоведение, цвет, свет, цветоощцщение, светлота, цветовой тон, насыщенность, цветовой контраст, тональность, колорит, символизм

Плакат - броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровождённое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Плакат – это самый массовый вид графического искусства [1; 3].

Истоки плаката можно найти ещё во времена Древней Греции и Древнего Рима. Прародители плаката – граффити и гравюра. Настоящим прорывом в истории развития человечества и, в частности, в рекламе учёные считают изобретение в 1440 году печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Книготорговец Батдольд считается первым человеком, напечатавшим рекламный плакат в 1482 году.

Началом же истории плаката считается 1866, когда француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Шере упростил технологический процесс цветной литографии, добившись возможности делать оттиски двумя различными красками с одного «камня».

Именно этот человек сформулировал основные принципы современного плаката –броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность восприятия изображения и текста «на ходу», лаконичность и концентрацию внимания на одной главной фигуре.

В сложное время начала XX столетия и во время 1-й мировой войны большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и для многого другого. Именно с этого вида плаката началась история социального плаката.

И в наше время высоких технологий плакат остаётся актуальным. Ему приходится приспосабливаться, становиться всё более броским. Плакат должен привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю в предельно краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель. Поэтому плакаты должны отличаться четким и ясным языком.

Именно такими задачами продиктованы относительно большие размеры плакатов. Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется особенно острая типизация образа и широко используется такие условно-декоративные приемы как обобщение изображения, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения. И именно поэтому в плакате важную роль играет цветовое решение.

Исходя из названия темы мы должны ознакомиться с цветоведением, как с наукой.

Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры[2; 4].

Что такое цвет? Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет плюс зрение равняется цвету.

Свет - это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.м. Нанометр - это одна миллионная часть миллиметра. Этот диапазон составляет всего лишь малую часть огромного спектра электромагнитных волн.

Внутри человеческого глаза имеются сенсоры света, чувствительные к электромагнитным волнам, длина которых попадает в видимый спектр. Когда на эти сенсоры попадают световые волны, они посылают сигнал нашему мозгу. Затем этот сигнал интерпретируется мозгом как определенный цвет.

Какой именно цвет получится в результате этой интерпретации, зависит от сочетания в свете волн различной длины. Однако мы редко видим волны всех длин одновременно (чисто белый свет), также как и волны только одной длины. Наш пестрый мир гораздо сложнее. Таким образом, цвет - это не просто часть света. Цвет - это и есть сам свет. Когда мы видим цвет, мы видим свет, преобразованный в новое сочетание волн нескольких различных длин.

В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов. Эти цвета принято выделять в три группы:
1. Коротко-волновая (380-500 н.м.). Входят цвета: фиолетовый, сине-фиолетовый, синий, голубой.
2. Средне-волновая (500-600 н.м.). Входят цвета: зелено-голубой, зеленый, желто-зеленый, желтый, желто-оранжевый.
3. Длинно-волновая группа (700-760 н.м.) Входят цвета: оранжевый, красно-оранжевый, красный.

Е.С.Голубева
Продолжение следует

Использование основ цветоведения в плакате. Часть 1

Опубликовано 25.04.2023 22:26 | Просмотров: 455 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0