11.12.2019 12:34

Использование приемов технологии развития критического мышления при изучении грамматических категорий имени существительного в начальн.школе

Использование приемов технологии развития критического мышления при изучении грамматических категорий имени существительного в начальн.школе

Использование приемов технологии развития критического мышления при изучении грамматических категорий имени существительного в начальной школе

Несмотря на то, что грамматическим темам в школьной программе уделяется много времени, грамматика - это сложный раздел для учащихся. Объясняется это тем, что грамматический материал - это материал высокого уровня абстракции, а младший школьник обладает конкретным мышлением.

Учащиеся постоянно сталкиваются с большим объемом информации, работа с которой требует новых способов ее обработки, такие способы может предоставить технология развития критического мышления (ТРКМ). Мы предположили, что использование приемов ТРКМ позволит учащимся лучше усвоить грамматические понятия, связанные с именем существительным.

Педагогический эксперимент проводился на базе 3 «А» и 3 «Б» классов школы №42 г. Петрозаводска.

На констатирующем этапе мы выявляли уровень сформированности грамматических умений учащихся, связанных с категориями рода, числа и падежа имени существительного.

Учащимся был предложен тест. Данный тест выполнялся при помощи индивидуальных пультов для голосования (комплект к интерактивной доске).

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, был определен класс, в котором учащиеся показали более низкие результаты. Этот класс стал экспериментальным, на нем проводился формирующий этап работы. В ходе этого этапа были разработаны дидактические материалы для обучения третьеклассников, отобраны приемы ТРКМ, подходящие для работы с грамматическими категориями имени существительного, разработаны и проведены фрагменты уроков.

Работа проводилась на основе системы развивающего обучения Эльконина - Давыдова по учебнику С. Ф. Горбова, В. В. Репкина. Дидактический материал соответствовал этому учебнику.

Работа состояла из 15 фрагментов уроков, форма - грамматические пятиминутки.

На данном этапе мы использовали различные формы работы учащихся: индивидуальную, парную, групповую.

По результатам проведенной работы можно говорить о том, что следующие приемы ТРКМ наилучшим образом подходят для изучения грамматических категорий имени существительного:
- «Кластер»
- «Синквейн»
- «Ключевые термины»
- «Концептуальная таблица»
- «Общее - уникальное»
- «Лови ошибку»
- «Игра «Как вы думаете?»
- «Список «Известная информация»

На контрольном этапе эксперимента мы проверили, как изменился уровень знаний и умений учащихся о грамматических категориях имени существительного после проведенных занятий. Учащимся был предложен тест, аналогичный тому, что выполнялся на констатирующем этапе эксперимента. Критерии оценивания остались прежними. Как показали результаты, учащиеся экспериментального класса существенно продвинулись в подготовке по этой теме.

Таким образом, мы сделали вывод, что приемы ТРКМ эффективны при обучении учащихся грамматическим категориям имени существительного.

С. С. Абрамов

Использование приемов технологии развития критического мышления при изучении грамматических категорий имени существительного в начальн.школе

Опубликовано 11.12.2019 12:34 | Просмотров: 379 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0