10.12.2019 13:21

Использование проблемно-игровых ситуаций при формировании представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста

Использование проблемно-игровых ситуаций при формировании представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия как множество, число, отношение, величина.

На основе многочисленных исследований в 60-80 гг. XX в. определены особенности и разработана методика формирования знаний о величине у детей раннего и дошкольного возраста.

Важной задачей дошкольных учреждений становится повышение качества образовательной работы с дошкольниками посредством обеспечения совместной деятельности, позволяющей проявить собственную активность каждому ребенку.

К сожалению, активные методы обучения, проблемно-игровые технологии на практике в дошкольных образовательных учреждениях используются не в полной мере. Мы предположили, что использование серии проблемно-игровых ситуаций будет способствовать успешному формированию представлений о величине у детей шестого года жизни.

Исследование проводилось на базе НДОУ «Детский сад № 25» ОАО «РЖД».

На первоначальном, диагностическом этапе, мы поставили цель выявить сформированность представлений о величине у детей шестого года жизни.

Практически все дети и экспериментальной и контрольной групп затруднялись в словесной оценке относительности и транзитивности величины, понимали, что величину можно определить измерением, но навыками сравнения предметов с помощью мерки не владели. Дети испытывают трудности при определении независимости величины от признаков предметов и их расположении.

На основе сделанных выводов мы спроектировали формирующий эксперимент.

Разработали и апробировали серию проблемно-игровых ситуаций, которые проводили вне занятий в совместной с детьми деятельности.

Двадцать пять проблемно-игровых ситуаций были распределены по шести содержательным блокам. Количество ситуаций в каждом блоке зависело от уровня усвоения детьми данного содержания. В процессе решения проблемных ситуаций мы опирались на опыт детей, давали и детям возможности самим порассуждать, самостоятельно прийти к определенному выводу, включали в активную деятельность по проверке предположений, вместе с детьми фиксировали правильный ответ, стимулировали самостоятельную деятельность детей по нахождению ответа на поставленную игровую задачу.

На контрольном этапе эксперимента, сравнивая результаты детей, мы констатировали достаточный прирост показателей и положительные качественные изменения в знаниях и умениях детей экспериментальной группы. На основании сравнения результатов детей подтвердили выдвинутую гипотезу.

М. Л. Петкевич

Использование проблемно-игровых ситуаций при формировании представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано 10.12.2019 13:21 | Просмотров: 646 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0