28.06.2019 11:41

Язык позы, мимики и жестов - путь к актерскому успеху

Язык позы, мимики и жестов - путь к актерскому успеху

На протяжении всей жизни человек хочет познать и понять себя и окружающий мир. Одна из задач нашего исследования - определить степень влияния жестов на общение между людьми, тем более что ключевые компоненты актерских способностей лежат в плоскости коммуникационных навыков.

Главной формой общения и трансляции информации как в жизни, так и на сцене является слово, передаваемое в речи. Однако по мнению ряда исследователей [3; 4; 6], слова составляют лишь 50% всей информации, которую хочет передать человек, остальные 50% он транслирует с помощью жестов. Например, многие не обращают внимание на то, что кто-то при встрече улыбается, но держит руки скрещенными на груди; однако понятно, что субъект в данном случае использует закрытую позу «мне некомфортно и неуютно» [7].

Индивид свои позы и жесты может контролировать меньше, чем слова, именно поэтому первые могут рассказать о человеке значительно больше, чем высказывания. К сожалению, очень часто невербальная информация остается «за кадром» нашего восприятия, потому что мы не умеем ее прочитывать и интерпретировать. Научившись «читать» [1] и воспринимать правильно жестикуляцию других людей, можно распознать насколько они искренни или лживы.

Самая грубая ошибка, которую допускают все - это неправильное понимание отдельно взятого жеста без учета других и ситуации, в которой находится человек. Известно, что один и тот же жест может нести несколько значений. Например, все прекрасно знают американский «ОК». Он имеет несколько значений и все зависит от того, в какой стране в данный момент вы находитесь. У одних народов он означает, что дела в полном порядке, у других - что вы «полный ноль». Чтобы понять, что имеет в виду человек, нужно все его жесты соединить в одно «предложение» [6, с 10].

Все эмоции человека от радости до грусти выражаются движениями мимических мышц на лице. Именно поэтому, когда мы общаемся с кем-либо, мы в первую очередь смотрим ему в лицо, оно отражает изменения его состояния и отношения к собеседнику. Роберт Уайтсайд [8] доказал, что, несмотря на генетические и индивидуальные особенности, мимические движения лица будут очень похожи, когда любой человек (африканский пигмей, австралийский абориген, белый европеец или американский индеец) испытывает ту или иную эмоцию. Работает один и тот же ансамбль мышц лица: лба, бровей, век, щек, губ, подбородка, общие схемы их движений при определенной эмоции будут похожи. Но необходимо знать, что значение каждой эмоции у разного народа будет отличаться. Так, например, радость у всех людей выражается улыбкой, но она будет разной у русского, американца и японца.

Но одно дело - смотреть, а другое - видеть. Эмоции могут быть представлены микровыражениями [2; 5]. Их так называют из-за того, что они длятся всего 2-3 секунды. Очень редко эмоция длится 5-10 секунд; в таком случае они подкрепляются другими движениями. Актеры, находящиеся на сцене, чаще всего показывают свои эмоции дольше обычного для того, чтобы зритель успевал все оценивать и воспринимать.

Всю палитру эмоций выражают руки человека, неся информацию о совокупности эмоций и чувств: мужчина подает женщине руку на выходе из общественного транспорта - жест уважения; руки, сложенные на груди в наполеоновской позе - защитная позиция или негативное состояние; прикосновение раскрытыми ладонями к груди - жест честности и открытости. Почти так же приветствовали друг друга римские легионеры: одну ладонь они прикладывали к груди, а другую, открытую, подняв ее, обращали к встречаемому.

Менее распространенные жесты - это жесты пальцами рук. В связи с тем, что жест очень трудно заметить, актеры используют его в основном на авансцене. Потирание большого пальца об указательный или о кончики других пальцев чаше всего используется как знак денег или ожидания денег в качестве оплаты. Указательный палец вверх расшифровывается в зависимости от ситуации, с учетом дополнительных невербальных сигналов: его прикладывают к центру губ - значит просят говорить тише, двигают им из стороны в стороны - выражают свое несогласие или запрет [6].

Существует поза-жест. Например, выделяется поза «Состояния покоя» - сидящий человек со скрещенными на груди руками. Она стала характерным жестом романтизма - скрещенные на груди руки символизируют уход в себя, желание закрыться от внешнего мира во внутреннем. В детстве мы прячемся за предметами, как только оказываемся в трудной ситуации, взрослея, начинаем использовать руки, чтобы защитить себя. Помещая одну или обе руки у себя на груди, мы образуем барьер, так что следует помнить, что если при разговоре наш собеседник скрестил руки, значит он не согласен с чем-либо и нужно понять причину, возможно, не стоит продолжать разговор [7].

Как и руки, скрещенные ноги говорят о негативном отношении или об оборонительной позиции, причем руки сигнализируют о более сильных чувствах, к тому же они очевиднее. Читать жесты ног нужно осторожно. Стандартной считается поза, когда одна нога закинута на другую, обычно правая на левую. Это распространённая поза, используемая европейцами, австралийцами и новозеландцами. Ее можно истолковать как оборонительная позиция или сдержанность. Люди, общаясь очень долго с человеком, постепенно из оборонительной позы переходят к доверительным позам [6].

Таким образом, невербальное общение включает в себя позы, мимику и жест. Последний может сказать многое о человеке. Самое важное в языке жестов - это читать каждое движение не по отдельности, но в системе, только тогда можно понять, что именно хочет сказать человек. Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное восприятие, способствует восприятию речи.

Литература
1. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И. Н. Горелов. - Москва: Либри- ком, 2009. - 112 с.
2. Дайняк, О. Чтение по жестам и лицам [Текст] / О. Дайняк. - Москва: Эксмо, 2015. - 445 с.
3. Кинси, Г. К. Язык тела для лидеров [Текст] / Г. К. Кинси. - Москва: Попурри, 2012. - 386 с.
4. Мессинжер, Ж. Я вижу вас насквозь. Научитесь читать человека как книгу [Текст] / Ж. Мессинжер.
- Москва: Клуб семей. досуга, 2018. - 241 с.
5. Наварро, Д. Я вижу, о чём вы думаете [Текст] / Д. Наварро. - Москва: Попурри, 2009. - 189 с.
6. Глава 1. Общие понятия о языке жестов [Электронный ресурс] // ИнфопедиЯ для углубления знаний : [сайт]. - URL: https://infopedia.su/12xcd63.html. - Проверено: 24.03.19.
7. Пиз, А. Новый язык телодвижений [Текст] / А. Пиз, Б. Пиз. - Москва: Эксмо, 2016. - 318 с.
8. Уайтсайд, Р. О чем говорят лица [Текст] / Р. Уайтсайд. - Санкт-Петербург: Питер-Пресс, 1996. - 160 с.

Косолапова В. А.

Язык позы, мимики и жестов - путь к актерскому успеху

Опубликовано 28.06.2019 11:41 | Просмотров: 569 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0