27.11.2019 15:32

К вопросу о формировании культурных ценностей студентов

К вопросу о формировании культурных ценностей студентов

Происходящие процессы трансформации систем ценностей и ценностных ориентаций в современном обществе в большей степени затрагивают молодежь, ввиду особой восприимчивости, незащищенности, социальной мобильности. В тоже время наблюдается притупление ценностных ориентаций у молодежи, особенно в студенческой среде. Роль ценностей в жизни отдельного индивида и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются эмоции и чувства, навыки взаимодействия.

А. В. Кирьякова пишет, что процесс ориентации представлен как расширяющееся жизненное пространство, в котором личность строит, приобретает «траекторию своего движения», сообразно ценностям внешнего мира, самопознания, самооценки, саморазвития. В. И. Андреев отмечает, что если воспитание будет ориентировано на то, что в эпицентре ценностных ориентаций личности будут Человек, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Справедливость, Добро, Истина, Красота, то мы приобщим молодежь к общечеловеческим ценностям.

Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека, в процессе которого человек осваивает культурные ценности. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Они выполняют функцию регуляторов поведения, носят общечеловеческий и общенациональный характер, выражают отношение человека к действительности, оказывают влияние на его деятельность. Именно ценности обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направление его мыслей. Ценности существуют не хаотично, они упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности человек опирается на культурные традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему ценностей. Поэтому обеспечивается целостность культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

Студенческий возраст является сензитивным для личности, поскольку в этот период вступает в противоречие накопленный в предшествующие этапы духовный жизненный опыт. С одной стороны, необходимость самоопределения, а с другой стороны, для которого довузовский опыт оказывается недостаточным в связи с недостаточной рефлексивной способностью и лишь потенциально заложенными возможностями духовного роста. Система ценностных ориентаций, выступает отражением отношения студенчества к окружающей действительности, индикатором стабильности общества.

Мы провели анкетирование 17 студентов 2 курса кафедры технологического образования института педагогики и психологии. Анализировались ценности студентов, занятия в свободное время, представляющие их ценностные ориентиры. Ведущими ценностями у 94% студентов являются «любовь» и «семья», 84% «друзья», 64% студентов отметили такие ценности как «равенство, равные возможности для всех», 59% отметили «развлечения» и 41% «материальное благополучие». Менее значимыми оказались «жизнь с пользой для других» (41%), «общественное признание» (29%); низкое значение для респондентов имеет «участие в общественно-политической жизни» (11,7%).

Больше всего респонденты ценят в людях «общительность», «надежность» и «доброжелательность», а к менее значимым относят: «материальное благополучие», «трудолюбие» и «отсутствие вредных привычек». Результаты исследования свидетельствуют, что 76% проводят время свое свободное в компании с друзьями, 70% слушая главным образом развлекательную музыку. В тоже время 5,9% студентов предпочитают расходовать свое время на посещение студий, кружков; 23,5% - на чтение художественной литературы. На наш взгляд, результаты исследования говорят о пассивно-потребительском отношении к культуре, досугового поведения. Студенты стремятся выработать и принять такие жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться.

Ценности формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях и являются важной характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми.

А. В. Костюкова

К вопросу о формировании культурных ценностей студентов

Опубликовано 27.11.2019 15:32 | Просмотров: 658 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0