15.09.2019 15:39

Коррекционно-развивающая работа с детьми из неблагополучных семей

Коррекционно-развивающая работа с детьми из неблагополучных семей

Наиболее актуальным на современном этапе развития общества является рассмотрение влияния социально-культурных факторов на эмоциональное благополучие детей. Огромное значение в плане формирования эмоционального комфорта ребенка в семье оказывают факторы семейного воспитания: характер внутрисемейных отношений; уровень семейной дисгармонии.

Дети с эмоциональными нарушениями, как правило, вырастают в неблагополучных семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где внутрисемейные отношения отличаются повышенной конфликтностью и агрессивностью.

Неблагополучные семьи можно разделить на три группы:
— скрытые – семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление в неблагоприятных условиях;
— явные – семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения до критического уровня;
— инертные – семьи безразличные к благополучию детей.

Обычно в неблагополучной семье ребенок испытывает эмоциональную и социальную депривации в связи с невнимательным отношением родителей к потребностям и интересам ребенка и нарастающее чувство незащищенности из-за отсутствия психологического комфорта. Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувства неадекватности и неполноценности, высокий уровень тревожности, склонность к девиациям.

Коррекционная работа в неблагополучной семье ориентирована на преодоление неблагоприятных факторов социальной среды, создание благоприятного микроклимата в семье, коррекцию детско-родительских отношений.

Программа коррекционной работы с ребенком из неблагополучной семьи направлена на преодоление эмоциональных расстройств, трудностей в общении, а также отклоняющихся форм поведения. Коррекция ориентирована на сохранные звенья эмоциональной сферы с целью достижения релаксации, уменьшения тревоги, повышения самооценки и социального статуса в группе, гармонизации внутрисемейных отношений.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с эмоциональными проблемами включает два этапа:
1) проведение коррекционно-развивающих занятий. Программа коррекционно-развивающих занятий направлена на эмоционально-личностное развитие, на формирование таких функций, как саморегуляция, самоанализ, самооценка, эмпатия.
2) семейное консультирование. В зависимости от вида неблагополучной семьи психолог выбирает определенные формы и методы коррекционной работы с родителями. Это могут быть родительские собрания, тренинги и ролевые игры, стенды и памятки для родителей. Родители в процессе постоянного контакта с ребенком помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимодействия со средой, осваивать разнообразные приемы аффективной организации его поведения, стабилизации эмоциональных процессов.

Таким образом, эмоциональное неблагополучие ребенка в семье ведет к нарушениям внутрисемейных отношений, проявляясь в трудностях коммуникации с родителями, изменяя отношение ребенка к окружающей действительности, вызывая эмоциональные и поведенческие расстройства детей.

М. А. Григорьева

Коррекционно-развивающая работа с детьми из неблагополучных семей

Опубликовано 15.09.2019 15:39 | Просмотров: 641 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0