24.12.2022 16:32

«Медведь наступает!» - образ современной России во внешней политике Швеции

«Медведь наступает!» - образ современной России во внешней политике Швеции

Аннотация. Автором анализируются истоки русофобии как исторического феномена в политических и общественных кругах Швеции. На основе контент-анализа статей шведских СМИ делается вывод о механизме создания образа государства. Показывается неоднозначность точек зрения в обсуждении проблемы «растущей агрессии России», а также определяется роль СМИ в их формировании.
Ключевые слова: Швеция, нейтралитет, безопасность, русофобия, внешняя политика, Маттиас Йоранссон.

Актуальность данной работы заключается в том, как освещение событий в Крыму в 2014 году породило ряд внутренних изменений в Швеции, которые, в свою очередь, оказали непосредственное влияние на развитие двусторонних отношений.

Швеция в начале XIX века объявила «политику неприсоединения и нейтралитета», которой придерживается уже более двух веков. «Мы проводим политику активного нейтралитета» — утверждал премьер-министр Улоф Пальме в 1970-е годы. Однако за это время многое изменилось. Холодная война завершилась, Швеция вступила в Европейский союз, ею проводится довольно тесное военное сотрудничество с НАТО, Финляндией и Северными странами. Нейтралитет стал рассматриваться как один из вариантов внешней политики, а не как единственная ее возможность, а в России снова стали видеть агрессивного восточного соседа. [2;89] Известно, что немаловажную роль в восприятии другого государства является контекст, в котором СМИ подают информацию о ней. Таким образом, 162 целью исследования является определение механизма формирования образа России в шведских СМИ, характеристика причин такого подхода и влияние на двусторонние отношения между странами.

Точкой отсчета, как уже было сказано, считается события в Крыму в 2014 году, оставившие след и в риторике шведских СМИ. Газета Svenska Dagbladet сообщила о нахождении неопознанной подводной лодки в водах недалеко от Стокгольма. В связи с этим планировалось усилить группировку войск в этом районе, поскольку, как говорилось в статье, речь шла именно о российской субмарине. Несмотря на отсутствие прямых доказательств, в СМИ подчеркивался явный национальный подтекст.

Далее, уже в начале 2016 года стало известно, что Швеция вернет своих военных на остров Готланд в Балтийском море из-за российской угрозы в связи с «ухудшением ситуации в сфере безопасности» после присоединения Крыма. Впервые со времен холодной войны Швеция открыто заявила об угрозе со стороны России [1;85].

В том же году военное командование Швеции объявило о внесении поправок в Военную доктрину по поводу того, как действовать в случае покушения на суверенитет страны. Изменения касались численности шведских вооруженных сил, также предполагалось сотрудничество Швеции с многонациональными силами Северных стран, Европейского Союза и НАТО в случае возможного конфликта интересов России и НАТО. Официальной причиной такого решения считаются геополитические изменения в мире после распада СССР, так как формирование старой Военной доктрины началось в годы холодной войны.

В 2017 году стало известно, что Швеция планирует в ближайшие три года увеличить оборонный бюджет на 8 млрд шведских крон. А уже в 2018 году такие популярные издания, как «The Guardian», «the Washington Post», «TIME» публикуют статьи о намерениях Стокгольма подготовить население к войне. Правительство Швеции к июню отправит в каждый дом буклет с инструкциями по выживанию в случае начала вооруженного конфликта. Как отмечается, решение распространить буклет всему населению было принято на фоне растущих опасений агрессии со стороны России.

В ходе анализа публицистики из наиболее популярных шведских изданий («Svenska Dagbladet», «Dagens Nyheter» и др.) были сделаны выводы о том, что когда речь заходит о России, авторы употребляют такие слова как «опасность, агрессия, провокация», специфические термины «военные учения», «военные корабли», что в определенной степени создает у читателя негативный образ.

Естественно, что такая намеренная «демонизация» России в глазах шведской общественности вызывает критику даже в политических кругах. В этом контексте нельзя не отметить вышедшую в декабре 2017 года в Швеции книгу «Медведь идет: о русофобии, шаблонном мышлении и военных промахах». Ее автор, Маттиас Йоранссон, анализирует истоки и причины непрекращающейся в Европе и, к сожалению, в Швеции русофобской истерии. По его мнению, формирование русофобского образа в СМИ началось еще во время холодной войны. Анализируя проблему через призму истории в контексте СМИ, автор делает вывод о том, что немаловажную роль играло и играет обсуждение новостей в медиапространстве, как в истории о подводной лодке, обнаруженной в водах Стокгольма в 2014 году. Газеты, радио, телевидение активно раскручивают новость с ярким национальным подтекстом, в данном случае, антироссийским. Далее обсуждение переходит на общественный уровень, где обрастает новыми ужасающими подробностями, и данное мнение закрепляется там. Как правило, отмечает М. Йоранссон, последующих новостей с опровержениями или подтверждениями в СМИ не поступает. [3;392]

Таким образом, идея «агрессивной России» уже долгие годы существует в сознании шведов. Однако, после присоединения Крыма начался новый виток в ее продвижении. Немаловажную роль в создании «образа врага» здесь играют СМИ. При использовании очевидного национального подтекста, без должной аргументации и фальсификации фактов создается и навязывается мысль о возможном военном столкновении с Россией. При этом М. 163 Йоранссон, например, говорит о том, что за время своей работы над данной проблематикой он не нашел ни одного свидетельства того, что Швеция может быть интересна России в принципе. Но, как метко он заметил в одном из интервью, если кто-то ищет монстра, он везде будет видеть монстров [3;12].

Список литературы

1. Воронов К. Ю. Северный нейтрализм: исторический финал или трансформация? / К. Ю. Воронов. - Современная Европа, 2016, №1, с. 80-86.
2. Forsberg Tuomas, Vaahtoranta Tapani. Inside the EU, outside NATO: Paradoxes of Finland's and Sweden's post‐neutrality / Tuomas Forsberg. – Routledge, 2013, p. 86 – 94.
3. Göransson Mattias Björnen kommer! Om ryssrädsla, mönsterseende och militära misstag / red. Regnell, Tobias – Stockholm: «INBUNDEN», 2017, 417 s.

М. А. Пименова

«Медведь наступает!» - образ современной России во внешней политике Швеции

Опубликовано 24.12.2022 16:32 | Просмотров: 210 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0