10.12.2019 13:22

Моделирование как средство экологического образования дошкольников

Моделирование как средство экологического образования дошкольников

По определению О. Г. Романенко, моделирование в детском саду - это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей.

В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей знаком, предметом, изображением. Цель моделирования в экологическом образовании - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

В экологическом образовании используются разные виды моделей: сенсорные, понятийные, предметные, макетные, иконические, графические.

Моделирование способствует умственному воспитанию детей, так как наглядно демонстрирует закономерные связи природных объектов, а также связи причинно-следственного характера, а это помогает познавать явления в обобщенном виде, развивать не только наглядно-образное, но и логическое мышление ребенка.

Практическая моделирующая деятельность может быть включена в число методов, обеспечивающих более глубокое познание, как явлений, так и объектов природы.

Опытно-экспериментальная работа с детьми 4-5 лет по формированию экологических знаний дошкольников посредством моделирующей деятельности проводилось в МДОУ № 87 г. Петрозаводск. В педагогическом эксперименте участвовали 10 детей средней группы. Для выяснения экологических знаний детей о диких и домашних животных была использована диагностирующая методика, предложенная Л. М. Маневцовой.

Анализ результатов проведенной диагностики показал необходимость организации такой работы, благодаря которой дети научились бы устанавливать причинно-следственные связи в животном мире, а также выделять существенные признаки живого и признаки некоторых групп животных (птицы, рыбы, звери).

Был составлен перспективный план занятий с детьми на один месяца 1 раз в неделю по 20 минут.

Цель занятий: привлечь детей к моделирующей деятельности и при помощи созданных совместно с детьми моделей сформировать представления о том, что все живое дышит, передвигается, растет, размножается, имеет разные формы и, в зависимости от характерных (существенных) признаков, объединяется в различные группы. Так мы надеемся к старшему возрасту подвести детей к понятийному усвоению знаний. Мы разработали примерные эскизы следующих моделей, которые будут изменяться в соответствии с предложениями детей: понятие «живое», «птицы», «рыбы» и др., отражающие признаки этих групп. Например, птицы - это животные, тело которых покрыто перьями, есть два крыла, две ноги, а на голове клюв. Рыбы - это животные, которые живут в воде, их тело покрыто чешуей, передвигаются при помощи плавников. В тексте жирным шрифтом выделены существенные признаки, которые должны быть отражены (прорисовка или схематическое изображение) в моделях.

О результатах работы можно будет рассуждать после апробации метода.

М. Н. Хохликова

Моделирование как средство экологического образования дошкольников

Опубликовано 10.12.2019 13:22 | Просмотров: 718 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0