22.01.2020 18:48

Мотив бессознательного в романе Дж. Оруэлла «1984»

Мотив бессознательного в романе Дж. Оруэлла «1984»

Тема нашего исследования - мотив бессознательного в романе Дж. Оруэлла «1984». Актуальность исследования обусловлена малой изученностью данного мотива в романе как в России, так и за рубежом.

Мотив бессознательного представлен несколькими вариантами в романе. Первый вариант, открывающий роман, - мотив ненависти. Оруэлл изображает общество, в котором ненависть является доминантой коллективного бессознательного. Ненависть охватывает все общество, от нее не защищены даже дети.

Ненависть главного героя У. Смита направлена на Большого Брата и Партию, на телеэкран. Ненависть к Партии порождает бессознательную ненависть к добродетели и моральным устоям. Таким образом, мотив ненависти является одним из наиболее значимых вариантов мотива бессознательного в романе.

В оппозиции к мотиву ненависти стоит мотив любви. Данный мотив представлен взаимоотношениями главных героев романа, а также бессознательной тягой Уинстона Смита к следующим фигурам: партийцу О'Брайену и Большому Брату. Данные фигуры искусственно заменяют фигуру отца главного героя. Большой Брат является символом постоянного контроля, непререкаемого авторитета.

Помимо этого в романе присутствует фигура матери, а вместе с ней - мотив желания вернуться в материнскую утробу, за которым, согласно теории психоанализа, стоит бессознательная потребность человека в защите от реальности. Образы матери и отца усиливают в главном герое ненависть ко всему укладу жизни.

Параллельно в романе присутствует мотив страха. Он представлен в двух аспектах. В первом страх достигает силы аффекта в момент пытки главного героя в комнате 101: в этот момент он совершает предательство и отказывается от любимого человека - последняя степень интенсивности страха оказывается неподвластной его сознанию. Во втором аспекте страх представлен как источник чувства личной вины, которую герой испытывал в связи с исчезновением матери и сестры. Чувство вины проявляется бессознательно - в феномене памяти и сновидениях. Феномен памяти также является одним из ключевых в процессе распада личности главного героя, который пытается восстановить прошлое в памяти при помощи воспоминаний других людей, а также различных артефактов. Во время ареста и пыток его память окончательно разрушается под воздействием электрического тока на нейроны головного мозга, что приводит к его полной недееспособности.

Феномен памяти также связан со сновидениями и видениями главного героя. То, что он не может вспомнить, проявляется на бессознательном уровне. Так, в своих снах герой «вспоминает», что же произошло с матерью и сестрой. Сны героя неразрывно связаны с мотивами вины и страха.

Таким образом, инвариантом рассматриваемых мотивов является мотив бессознательного, реализующийся в тексте в следующих вариантах: мотивы ненависти, любви, страха, памяти, вины, желания. Рассматриваемые мотивы в совокупности представляют собой мотив бессознательного, проявляющегося как на уровне отдельного индивида, так и всего общества, порабощенного тоталитарным режимом. Мотив бессознательного определяет структуру романа, выполняя не только композиционную функцию развертывания действия и приведения его к логическому концу, но также и другие функции: жанрообразующую, стилеобразующую и смыслообразующую.

Э. В. Игнатьева

Мотив бессознательного в романе Дж. Оруэлла «1984»

Опубликовано 22.01.2020 18:48 | Просмотров: 500 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0