14.02.2021 19:32

Мотив остальгии в произведении Инго Шульце «SimpleStorys». Часть 3

Мотив остальгии в произведении Инго Шульце «SimpleStorys». Часть 3

Для статьи мы отобрали 4 наиболее ярких примера из двух разных глав. Первые 2 примера взяты из главы «Zeus» - «Зевс», речь в которой идёт о поездке супружеской пары Мойрер в Италию. Мы наблюдаем завзаимоотношениями героев, за тем, как в их жизнь вплетается судьба ещё одного персонажа - Дитера Шуберта по прозвищу Зевс. Мы узнаем, что он затаил обиду на Эрнста и что это связано с политической ситуацией времён ГДР, однако точного ответа на вопрос, что именно произошло, мы в этой главе не получаем.
1. «Hier roch ja alles anders. «Erdbeeren!» rief er. «Es duftet nach Erdbeeren!» Wir hatten in unserem Garten fast nur Erdbeeren und bestimmten die Jahre danach, wie viele Torten ich von ihnen machen konnte. Das Kafeetrinken wurde richtig feierlich, wenn es hieB: Das ist die letzte Torte. ZumletztenMalErdbeerenindiesemJahr». [1, c. 22]
Несмотря на то, что Ренате и Эрнст находятся в Италии, в которой они на протяжении всей жизни хотели побывать, они вспоминают о ГДР, им чудится в незнакомом запахе что-то родное, и они мысленно возвращаются в ту эпоху. В данном примере остальгия проявляется напрямую - герои открыто вспоминают с грустью о прежних временах.
2. «Warum ich das erzahle? Weil man so schnell vergisst. Dabei ist es gar nicht lange her, dass Ernst und ich noch an dasselbe gedacht und in einer schwarzrot karierten Tasche Konserven mit uns herumgeschleppt haben». [1, c. 23]
Данный абзац завершает первую главу книги. Мы считаем, что в этих словах проявляется точка зрения самого автора - в своих интервью Инго Шульце не раз рассказывал, что ему самому было тяжело свыкнуться с переменами в стране после падения Берлинской стены и что он сам в действительности скучает по ГДР. Автор говорит читателям, что не нужно забывать о том хорошем, что было в их жизни [3, c. 234].
Следующая глава «Vorbeiistvorbei» - «Что прошло, то прошло» напрямую связана с первой представленной, так как в ней объясняется причина неприязни Дитера. Главные действующие лица: Ренате и Эрнст Мойрер, Дитер Шуберт и 2 новых - Мартин - сын четы Мойрер и доктор Барбара Холичек. Ренате и Мартин рассказывают историю Эрнста. Мы узнаем, что главный герой в эпоху ГДР работал директором школы,в связи со своим высоким постомон принимал активное участие в политике. Дитер работал в этой же школе учителем, и когда один из его учеников написал в тетради лозунг коммунизма, Эрнсту пришлось уволить Дитера, так как в то время это было серьёзной причиной для отстранения от должности. Ренате, однако, защищает мужа, говорит, что сам он ничего не решал, так как было распоряжение «сверху» на этот счёт. Важно, что Эрнст - не единственный, на кого отрицательно повлияли общественно-политические перемены в государстве, на этой почве у него появляются психические отклонения. Это упоминает доктор Холичек: «Я только знаю, что случай вашего отца - не единичный».
3. «Was wollte er denn unternehmen. Das ging so schnell, und plotzlich war Schluss. Plotzlich interessierte das keinen mehr. Hauptsache, Geld und Arbeit und Wohnung und EC-Karte und dass man sich auskennt mit Gesetzen und Formularen. Wasanderesinteressiertnicht, nichtdieBohne». [1, c.225]
В данном отрывке Ренате защищает своего мужа, оправдывает его, объясняет, почему он не стал ничего предпринимать, когда начались гоненияна него, здесь мы видим, что Ренате недовольна новыми реалиями (ЕС-карта, другая валюта - марки ФРГ), которые появились после объединения, таким образом в этом примере проявляется мотив остальгии.
4. «Am Ende wissen die mehr als die Stasi».
«Mutter», sagte Martin. «Nur weil sie jetzt im selben Haus sitzen wie fruher. »
«Na, das kommt ja dazu. Sitzen auch noch in der Stasivilla».[1, c. 227]

«Они» - в данном отрывке -это ведомство социального обеспечения, в которое Рената должна ежегодно отсылать документы за своего мужа. Несмотря на то, что Штази (Министерство государственной безопасности ГДР)в своё время наводила ужас на граждан ГДР, «они» кажутся героям опаснее. Здесь ключевой является фраза: «В конечном итоге они знают о нас больше, чем в своё время Штази».Остальгия проявляется в критике современного политического режима.

В качестве вывода заметим, что, как уже было сказано выше, нами был проанализирован 41 пример, в каждом мы выявили способы речевой выраженности в сюжете. Мы пришли к заключению, что чаще всего из них встречаются второй - критика политического режима, и пятыйспособы - недовольство новыми реалиями. В ходе работы мы установили, что остальгия является в данном романе мотивом, выступает на протяжении всего текста произведения (лишь в 5 из 29 глав не было найдено примеров), реализуется в разных контекстах, является основной фабулой, подчёркивая авторские намерения и посылы. Данный мотив направляет читателя и заставляет нас подумать: было ли объединение Германии абсолютно безболезненным и несло ли оно за собой только положительные последствия или же имелои отрицательные черты?

Список литературы
1. Frenzel E. MotivederWeltliteratur: EinLexikondichtungsgeschichtlicherLangsschnitte. Stuttgart, 1980.
2. Schulze I. Simple Storys: Ein Roman aus der ostdeutschen Provinz. BerlinVerlag, 1999.
3. Потемина М. «SimpleStorys» И. Шульце: характер повествования. / М. Потемина // Балтийский филологический курьер. - Калининград, 2007. т. № 6.- С. 233-240.

Аннотация. В статье анализируется феномен «остальгии» в произведении «SimpleStorys» восточнонемецкого писателяИнго Шульце. Авторы доказывают, что феномен «остальгии» в данном произведении является мотивом, выделяют и классифицируют его основныеспособы речевой выраженности в сюжете.
Ключевые слова: мотив, остальгия, литература объединения, ГДР, Инго Шульце, объединение Германии, ГДР - литература, Берлинская стена.

М. А. Зарубина

Мотив остальгии в произведении Инго Шульце «SimpleStorys». Часть 3

Опубликовано 14.02.2021 19:32 | Просмотров: 1155 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0