26.01.2020 00:01

Народные игры «В круге» на уроках литературы в среднем звене

Народные игры «В круге» на уроках литературы в среднем звене

Фольклор изучается в школе до 8 класса. В старших классах изучение фольклора не предполагается. При небольшом количестве часов, выделяемых на изучение фольклорных тем, изучить все многообразие жанров народного творчества не представляется возможным. В проанализированных нами школьных программах по литературе (под ред. В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, А. Г. Кутузова и др.) часов на изучение игр не отводится.

Для расширения кругозора старших школьников и актуализации знаний по фольклору мы разработали внеклассное занятие для 9-10-х классов по теме «Народные игры «в круге»».

Цель такого занятия - познакомить детей с мифологической основой в народных играх, связанных с символом круга. Основные задачи - сформировать интерес к русским народным традициям; раскрыть музыкальные и творческие способности детей через различные народные игры «в круге», привить навыки коллективного творчества.

В ходе работы перед нами встал вопрос, будет ли детям 9-10-х классов интересна эта тема, ведь в этом возрасте у детей совсем другие интересы. Известно, что игра свойственна детям любого возраста. Игра воздействует эмоционально на играющего, увлекает его, способствует развитию интереса к деятельности. Следовательно, на занятии необходимо вовлечь в игру старшеклассников, подробно разобрать каждую игру по деталям, обнаружить их символическое значение.

При определенных условиях можно организовать работу совместно с учителями музыки и физкультуры (учитель музыки отвечает за музыкальную составляющую народных игр, учитель физкультуры - за спортивную). В этом случае на занятии будут реализованы межпредметные связи.

Народные игры «в круге» мы нашли в публикациях С. М. Лойтер, В. Мальми, в «Олонецких губернских ведомостях», а также собрали самостоятельно в дер. Ламбасручей. Ребятам предлагается поиграть, а затем проанализировать игры с точки зрения разных интерпретаций значения круга (круг - единство, защита добра, круг - пленение зла, круг - ограждение от окружающего мира и т. п.). Школьники делают вывод: круг - универсальная фигура, многозначный символ, включающий значения постоянства, полноты, бесконечности и др. Также учащимся нужно проанализировать техническую сторону игр: круг чертится, играющие сами образуют круг, сужение, расширение пространства в круге и т. д. Для занятия можно предложить следующие игры: «Круглый город», «Рюшка с города», «Волк в кругу», «Чери-Бери», «Кислый круг», «Золотые ворота», «Меньки», «Круговая лапта», «Охотники и утки», «Ляпки», «Давай, коза, попрыгаем», «Почта», «Летел лебедь», «Кошки-мышки», «Березка», «Колакуш» и др. В большинстве игр круг становится определенным пространством, куда, либо нельзя входить, либо нельзя выходить. Поэтому, игры с кругом можно разделить на игры, где в кругу находится «добро» - жертвы зла (большая часть играющих) и на игры, где в кругу находится «зло» (меньшинство). Последних игр не так много (например, игра «Волк в кругу»).

Ученикам старших классов будет полезно знать, что игры, в которые они играли в детстве, носят мифологический и даже мистический смысл, а связано это, прежде всего, с символом круга. Мифологическая основа игр прочно сохраняется до сих пор, но самими игроками она не осознается.

А. В. Росликова

Народные игры «В круге» на уроках литературы в среднем звене

Опубликовано 26.01.2020 00:01 | Просмотров: 595 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0