12.12.2019 17:59

Обучение решению задач разными способами как средство формирования универсальных учебных действий

Обучение решению задач разными способами как средство формирования универсальных учебных действий

К концу начальной школы у ученика должны быть сформированы все группы универсальных учебных действий - такое требование выдвигает новый ФГОС НОО. Сформированность универсальных учебных действий позволит ученику самостоятельно осваивать новые знания и умения, то есть умение учиться. Формирование универсальных учебных действий должно происходить при изучении всех дисциплин начальной ступени образования.

Уроки математики имеют большой потенциал содержательных и организационных возможностей для формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) в начальной школе.

Большое значение как для математического образования, так и для формирования УУД имеет обучение решению текстовых задач. Особое значение в этой работе принадлежит обучению решению задач разными способами. В процессе решения задач разными способами школьники учатся самостоятельно находить более простые и рациональные решения задачи, начинают видеть взаимосвязь всех частей математики. Решение задач разными способами имеет свои функции:
1. Дидактические
- вводно - мотивационная,
- контрольно - оценочная,
- нахождение более рационального способа решения,
- овладение основными методами решения задачи,
- систематизация знаний,
- формирование общеучебных умений;
2. Развивающие
- развитие исследовательских умений и навыков, математического мышления,
- развитие навыков самоконтроля,
- развитие самостоятельности в отыскании путей решения;
3. Воспитывающие
- воспитание личностных качеств школьников (трудолюбия, целеустремленности, настойчивости, аккуратности),
- воспитание интереса к изучаемому предмету, чувства прекрасного.

В начальной школе решению задач отводится достаточно времени, но зачастую учителя не предают задачам должного внимания, мало работают над формированием умения решать задачи и практически совсем не учат детей решать задачи разными способами.

Для того, чтобы при решении задач разными способами процесс формирования универсальных учебных действий проходил более эффективно, по нашему мнению, необходимо сочетать в данной работе различные приемы обучения решению задач разными способами и организационные формы работы над задачей. В процессе работы с литературой мы выявили и в дальнейшем использовали в нашей работе следующие методические приемы обучения решению задач разными способами, которые также способствуют формированию умения решать задачи и делают эту работу разнообразной и более интересной: пояснение готовых способов решения, разъяснение плана решения, соотнесение пояснений с решениями разными способами, нахождение ложного способа решения из предложенных, решение задачи разными способами с использованием записи-подсказки и др.

Выявив методические приемы, нами была составлена сопоставительная таблица, в которой мы представили каждый прием и те универсальные учебные действия, которые формируются у ученика в процессе работы с каждым из них.

В дальнейшем мы отобрали конкретные виды универсальных учебных действий, которые, по нашему мнению, будут наиболее эффективно формироваться при решении задач разными способами в сочетании с приемами: действие смыслообразования (личностные УУД); действие планирования (регулятивные УУД) и самостоятельное создание способов решения проблемы (познавательные УУД).

Мы провели на базе школы МОУ СОШ №42 города Петрозаводска исследование, направленное на формирование УУД в процессе обучения решению задач разными способами. В нашей работе мы использовали выявленные методические приемы обучения решению задач разными способами, а также различные организационные формы работы: групповую, индивидуальную и фронтальную. Проведенное нами исследование показало, что в процессе данной работы у учащихся повысился уровень сформированности универсальных учебных действий. Наиболее эффективна эта работа оказалась для формирования действий планирования и самостоятельного способа создания решения проблемы. Уровень действия смыслообразования также повысился, но незначительно. Полученные данные позволили нам сделать вывод о том, что решение задач разными способами способствует формированию УУД.

С. А. Лявкуева

Обучение решению задач разными способами как средство формирования универсальных учебных действий

Опубликовано 12.12.2019 17:59 | Просмотров: 513 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0