21.11.2019 19:55

Особенности формирования учебно-познавательной компетенции на различных этапах овладения иностранным языком

Особенности формирования учебно-познавательной компетенции на различных этапах овладения иностранным языком

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, главной целью изучения иностранного языка является «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности», что предполагает владение всеми составляющими ее компонентами. Российские ученые выделяют речевую, языковую, компенсаторную, учебно-познавательную и социокультурную компетенции. Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает все составляющие коммуникативной компетенции как равноценные самостоятельные компоненты.

Учебно-познавательную компетентность можно определить как «совокупность знаний, умений и навыков в сфере самостоятельной учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком. Учебно-познавательная компетенция представляет собой готовность и способность ученика планировать, осуществлять, контролировать и оценивать свою учебную деятельность по овладению иноязычным общением и его средствами, чтобы вооружить школьника способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур и дальнейшего самообразования с их помощью в разных областях знания.

Основу же учебно-познавательной компетентности составляет владение обобщенными способами деятельности: обще учебными умениями и специальными учебными умениями. Общеучебные умения - это универсальные для многих предметов способы получения и применения знаний в различных дисциплинах. Специальные учебные умения же являются специфическими для той или иной учебной дисциплины и формируются в процессе ее изучения. Если говорить об иностранном языке, то эти умения формируются в процессе овладения различными видами коммуникативной деятельности, специфическими для иностранного языка.

Из-за ограниченного времени мы остановились на среднем этапе обучения. Именно здесь проходило основное опытно-экспериментальное исследование. На средней ступени, являющейся самой продолжительной в процессе школьного обучения, формирование УПК зависит от психо-возрастных особенностей школьника. Это возраст острых противоречий, требующий от учителя особенного педагогического мастерства. Еще одна особенность средней ступени заключается в том, что появляются следующие тенденции в организации обучения:
- возрастающую роль играет самостоятельность;
- большую опору на вербальную наглядность (ситуацию, контекст)
- уменьшение длительности устного опережения, широкое использование зрительных опор;
- увеличение количества парных и групповых форм работы;
- большее сочетание урочной и внеурочной работы и в целом речевой деятельности с другими видами деятельности: предметно-практической и игровой.

На средней ступени, которая является трудной для учащегося в учебном и психологическом отношении, все внимание следует уделить на то, чтобы поддержать интерес учащегося к предмету.

По отношению к изучаемым объектам ученик на среднем этапе должен овладеть креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. Всему этому способствует деятельностный подход в обучении.

Формирование учебно-познавательной компетенции возможно лишь при учете психо-возрастных особенностей учеников. Учитель должен владеть различными методами, подходящими данному этапу обучения, а так же учитывать личностные характеристики каждого учащегося.

Е. М. Кутузова

Особенности формирования учебно-познавательной компетенции на различных этапах овладения иностранным языком

Опубликовано 21.11.2019 19:55 | Просмотров: 848 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0