06.06.2020 19:05

Особенности кибердипломатии ЕС

Особенности кибердипломатии ЕС

Рассматривается кибердипломатия ЕС как особое направление его внешней политики, направленное на обеспечение безопасности в киберпространстве во всем мире и продвижение своего видения решения проблемы киберпреступности.
Ключевые слова: кибердипломатия, Европейский союз, кибербезопасность.

Европейский союз, будучи гибридным актором на мировой арене, привержен «мягкому» инструментарию в проведении своей внешней политики, продвижении своих ценностей и достижении интересов в разных районах земного шара. В его «мягкий инструментарий» входит и кибердипломатия, т. е. реальное взаимодействие с другими субъектами мировой политики по вопросу обеспечения безопасности в киберпространстве.

Кибердипломатия ЕС включает в себя два главных аспекта:
1) разработка единой международной политики в киберпространстве и
2) продвижение основных ценностей ЕС (человеческое достоинство, свобода, демократия, равенство, верховенство права, уважение основных прав) в диалоге с другими странами и международными организациями.

Начало реализации первого аспекта было положено принятием Европейским советом Коммюнике о кибердипломатии, в котором подробно рассматриваются пять её основных областей:
1. продвижение и защита прав человека в киберпространстве;
2. нормы поведения государств в киберпространстве (ради увеличения прозрачности и уменьшения риска неправильных представлений о поведении государства);
3. принятие норм действующего международного права в области международной безопасности и управления Интернетом;
4. повышение конкурентоспособности и процветания ЕС;
5. укрепление потенциала и развития [2].

Исходя из того, что Евросоюз рассматривает Интернет как демократическое пространство свободы и основных прав и стремится принимать активное участие в международных усилиях по преодолению цифрового разрыва и строительству потенциала кибербезопасности, в т. ч. и в третьих странах, его целью кооперации с третьими странами является повышение их технических возможностей, готовности противостоять кибератакам, а также установление эффективных правовых рамок для противодействия киберпреступности.

Вопросы развития потенциала кибербезопасности в третьих странах Внешнеполитическая служба ЕС во главе с Высоким представителем по иностранным делам и политике безопасности решает с помощью традиционных для инструментов мягкой силы (помощь в подготовке сотрудников правоохранительных, судебных органов, технического персонала для противодействия киберугрозам, содействие в выработке соответствующих национальных политик и институтов).

Из числа третьих стран, с которыми ЕС налаживает кибердиалог, можно назвать США, Китай, Южную Корею, Японию, Бразилию, Россию и др. Наиболее интересным представляются контакты с первыми тремя странами.

С США как основным партнером ЕС взаимодействие осуществляется в рамках двусторонней Рабочей группы по кибербезопасности и киберпреступности (с 2010 г.) по следующим направлениям: управление кибер-инцидентами, государственно-частное партнерство, повышение осведомленности и борьба с кибер-преступностью [4]. Среди результатов выделяются европейско-американские киберучения в 2011 г., создание Глобального альянса против сексуального насилия в Интернете в 2012 г. и т. д. На последнем саммите ЕС-США в марте 2014 г. был начат новый диалог по «сквозным вопросам кибербезопасности, в т. ч. связанных с внешней политикой и ключевыми международными событиями в киберпространстве» [6]. Он предполагает обсуждение дальнейших мер по защите прав человека, укреплению мер доверия в онлайн пространстве, вопросов политико-военной и международной безопасности (нормы поведения в киберпространстве), а также наращивание потенциала кибербезопасности в третьих странах. Однако о существенных результатах пока говорить не приходится. В целом, взаимоотношения носят непротиворечивый характер из-за близости позиций обеих сторон по данной проблеме.

Следующим достойным внимания партнером Евросоюза является Китай, т. к. с его территории исходит большее количество кибератак и фактов кибершпионажа в адрес ЕС [8]. В 2013 г. сторонами была принята «Стратегическая повестка дня для взаимодействия 2020», в которой подчеркивалось преследование единой цели - построению мирного, безопасного и открытого киберпространства на основе взаимного доверия и сотрудничества в рамках платформы двусторонней Кибер-группы, основанной в 2012 г. [1]. Обе стороны согласны с тем, что безопасный и надежный доступ в Интернет является ключевым элементом стимулирования экономического роста, но между ними есть значительные разногласия. Китай использует регуляторные инструменты (например, цензура и необходимость принятия китайских кодов шифрования), которые рассматриваются ЕС в качестве барьера для конкурентной деятельности иностранных компаний и нарушение основных прав, а стремление страны контролировать свое киберпространство признается Евросоюзом неподобающим поведением. Кроме того, ЕС поддерживает Будапештскую конвенцию о киберпреступлениях, тогда как Китай выступает за создание на базе ООН нового нормативного правового документа по борьбе с киберпреступностью, а также за продвижение данной повестки в рамках ШОС, АТЭС и АСЕАН [4]. Тем не менее, Евросоюз продолжает с Китаем диалог по вопросу кибербезопасности, продвигая в регионе свои ценности и интересы.

Третий партнер - Южная Корея. Диапазон вопросов в повестке дня включает в себя обмен передовым опытом в борьбе с киберпреступностью и укрепление кибербезопасности, поощрение прав человека в Интернете и консультации по ряду вопросов, в т. ч. международной безопасности, создание потенциала и НИОКР. Обе стороны согласны, что существующее международное законодательство по киберпространству должно соблюдаться для обеспечения безопасного, открытого и стабильного Интернета. Они разделяют мнение, что Интернет является необходимым условием устойчивого развития и может быть особенно актуальным элементом в ускорении интеграции развивающихся стран в глобальную экономику. Последний раунд кибердиалога был направлен на обмен информацией о хакерских инцидентах с участием корейских ядерных объектов и кинокомпании Sony Pictures Entertainment [4]. Таким образом, в их отношениях прослеживается продвижение Евросоюзом своей позиции и передовых практик.

Кроме конкретных стран, свои цели ЕС преследует и в общении с региональными объединениями. Союз поддерживает Инициативу по укреплению мира и сотрудничества в Северо-Восточной Азии, в которой продвигается необходимость многостороннего взаимодействия, в т. ч. выходящего за рамки региона, по борьбе с угрозами в киберпространстве [7]. Для ЕС платформа NAPCI представляет особый интерес в связи с набором ее участников (РК, США, Китай, Япония, Россия, КНДР, Монголия), поскольку у них противоположные взгляды на киберпространство и различный уровень возможностей, а наращивание потенциала путем обмена информацией и данными, проведением совместных тренировок и учений, технических обменов могут увеличить точки соприкосновения между странами [3].

В целом ЕС использует международные организации для общения со своими стратегическими партнерами: платформа ООН и Международного союза электросвязи используется для координирования позиций с США, ОБСЕ и ОЭСР - с Россией по вопросу укрепления доверия, а в Региональном форуме АСЕАН - с Китаем.

Помимо всего, важное значение для Европейского союза имеет финансовая сторона вопроса. На внешнеполитические акции ЕС выделяются средства в рамках специальных инструментов. Так, Инструмент поддержки мира и стабильности в 2013 г. определил борьбу с киберпреступностью одним из приоритетов и выделил €4,5 млн на 2013 г. и примерно €21,5 млн на 2014-2017 гг. на поддержку создания, развития, обучения национальных групп быстрого реагирования на компьютерные инциденты и контактных центров 24/7, советы по развитию национальных стратегий кибербезопасности и продвижение активного взаимодействия через систему государственно-частного партнерства и обменов на международном уровне. Европейский инструмент соседства выделяет значительные средства на контакты со странами Восточного партнерства (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина), чтобы помочь им определить стратегические приоритеты в борьбе с киберпреступностью. Инструмент структурной политики для подготовки стран-претендентов к вступлению в ЕС финансирует новую акцию в размере €5 млн, чтобы помочь странам в Юго-Восточной Европы и Турции сотрудничать по борьбе с преступностью в сети [5].

Таким образом, кибердипломатию Евросоюз осуществляет в соответствии со своими интересами, тщательно выбирая себе стратегических партнеров. Основная деятельность сфокусирована на обмене информацией, опытом и передовыми практиками и налаживании работы структур, ответственных за обеспечение кибербезопасности. ЕС активно действует в сфере борьбы с киберпреступностью на международной арене, однако, желаемый статус кибердержавы недостижим из-за недостатка политического веса и широкого спектра насущных проблем.

Список использованной литературы
1. Christou G. The EU’s Approach to Cyber Security. 2014. URL: http://eusc.essex.ac.uk/documents/EUsC%20Cyber%20Security%20EU%20 Christou.pdf P. 2. (дата обращения: 28.02.2016).
2. Council Conclusions on Cyber Diplomacy: 6122/15. 11.02.2015., Brussels. URL: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-6122- 2015-INIT/en/pdf. P. 5. (дата обращения: 28.02.2016).
3. Cyber diplomacy. Confidence-building measures. 10. 2015. http://www. europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2015/571302/EPRS_ BRI(2015)571302_EN.pdf P.10. (дата обращения: 06.03.2016).
4. Cyber diplomacy: EU dialog with third countries. 06. 2015. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2015/564374/EPRS_B RI(2015)564374_EN.pdf P. 4, 8, 9. (дата обращения: 27.02.2016).
5. EU cybersecurity initiatives. 2014. URL: http:// eeas.europa.eu/statements-eeas/2016/160210_01_en_en.htm (дата обращения: 07.03.2016).
6. EU-US cooperation on cyber security and cyberspace. P. 2. 26.03.2014., Brussels. URL: http://www.eeas.europa.eu /statements/docs/ 2014/140326_01_en.pdf (дата обращения: 28.02.2016).
7. Northeast Asia Peace and Cooperation Initiative. 15.12.2014. URL: http://www.mofa.go.kr/ENG/North_Asia/res/eng.pdf. P. 15. (дата обращения: 06.03.2016).
8. Renard T. The rise of cyber-diplomacy: the EU, its strategic partners and cyber-security. 06.2014. URL: http://fride.org/ descar- ga/WP7_The_rise_of_cyber_diplomacy.pdf. P. 17. (дата обращения: 28.02.2016).

А. С. Боровкова

Особенности кибердипломатии ЕС

Опубликовано 06.06.2020 19:05 | Просмотров: 780 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0