13.12.2020 22:15

Особенности коррекционной работы эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Ч.1

Особенности коррекционной работы эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Ч.1

Проблема эмоционально сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Эмоциональное благополучие имеет первостепенное значение для социально-личностного становления детей. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы нуждаются в специально-организованной психологической помощи, создающей условия для полноценного психического развития. Дети из алкогольных семей из-за неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, испытывая различные негативные переживания, входят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными, не могут адаптироваться в группе сверстников и испытывают большие трудности в общении.

Цель данной исследовательской работы заключается в разработке и апробации коррекционно-развивающей программы эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируется система мотивов, которая составляет основу произвольности психических процессов и поведения в целом; формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические; происходит развитие воображения, образного мышления и произвольной памяти.

В качестве основных методов, использовались проективные рисуночные тесты (рисунок семьи и «Кактус»), тест руки Вагнера, методика «Метаморфозы», тест тревожности Р. Тэмпла, М. Дорки, В. Амена. Также была проведена диагностика семейных отношений с помощью опросника для родителей АСВ Э.Г.Эйдемиллера и составлен социальный паспорт на каждого ребенка.

Исследование проводилось на базе ГБУЗ «ГДБ» реабилитационного центра и МДОУ Детский сад «Чебурашка» №51. В исследовании приняли участие дети из неблагополучных семей и дети, воспитывающихся в обычных семьях. Для исследования дошкольников из неблагополучных семей были выбраны дети, находящиеся в реабилитационном центре по социальным показаниям.

Наше исследование состояло из 3 этапов
1. Констатирующий этап
2. Формирующий этап
3. Контрольный этап

В ходе констатирующего исследования мы выяснили, что у детей, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, в наибольшей степени страдает эмоциональная сфера. Таким детям более свойственна агрессивность, беззащитность, неуверенность в себе, тревожность, конфликтность, враждебность. Процесс рисования дети, как правило, не комментировали. В процессе рисования своей семьи, дети склонны изолировать себя от остальных членов семьи, при этом семью не объединяет общая деятельность. Такие дети, как правило, не удовлетворены семейной ситуацией, у них отсутствуют межличностные связи между членами семьи. По результатам теста на определении тревожности, дети из неблагополучных семей большинство имеют высокий уровень тревожности более 50%. По результатам проективной методике «Кактус» количество показателей агрессивности у детей из неблагополучных семей выше, чем у детей из благополучных семей. По результатам теста руки Вагнера у детей из неблагополучных семей преобладают агрессивные и доминантные тенденции, и агрессивное поведение, как правило, носит вербальный характер, направлено на окружающих.

М. А. Красова
Продолжение следует

Особенности коррекционной работы эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Ч.1

Опубликовано 13.12.2020 22:15 | Просмотров: 144 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0