27.09.2019 00:26

Отношение спортсменов к арттерапевтическим методам совладания со стрессом

Отношение спортсменов к арттерапевтическим методам совладания со стрессом

Арттерапия представляет собой совокупность методов воздействия на психику человека посредством искусства.
Спектр применения арт-терапии весьма широк - эмоциональные нарушения, тяжелые психические расстройства, неврозы, зависимости, психосоматика. В спорте возможности данных методов также имеют обширный диапазон - формирование уверенности в себе, снижение уровня стресса, создание положительного микроклимата в команде, развитие чувств самоконтроля, повышение адаптационных способностей и снятие усталости.

Идея интеграции спорта с искусством - не нова. Она зародилась еще в Древней Греции. Достаточно сослаться, например, на следующее высказывание Платона: "Поскольку есть два таких элемента в человеке, то хотелось бы сказать, что бог дал людям две способности: музыку и гимнастику, для темперамента и для приверженности к мудрости... чтобы они гармонировали друг с другом, и необходимо каждый из них подтягивать и отпускать, пока они не будут звучать в согласии друг с другом, как и требуется".

Для выявления отношения спортсменов к арттерапевтическим методам совладания со стрессом была использована модифицированная анкета для оценки эффективности занятий в КПР (кабинет психологической разгрузки).
Анкета включала в себя следующие разделы: влияние на самочувствие; снижение чувства усталости; влияние на спортивную деятельность, освоение методов арттерапии; использование арттерапии в разных видах деятельности; предпочитаемые виды арттерапии.

Анкета проводилась дважды на 20 футболистах 1994 года рождения ДЮСШ "Вымпел" г. Королева Московской области.

Первое анкетирование проводилось через месяц после начала арттера- певтических тренингов с командой. В результате были получены следующие результаты:
1. 70% опрошенных после тренингов ощущали желание подвигаться, 20% - раздражительность и 10% - повышение настроения и прилив сил.
2. У 30% спортсменов усталость переживалась легче, а у 70% - все оставалось без изменений.
3. 90% опрошенных было трудно отметить какие-либо изменения в спортивной деятельности, 10% заметили повышение работоспособности и результативности.
4. У 80% спортсменов возникали трудности в освоении методов арт- терапии, у 20% трудности возникали, но освоить их удалось.
5. 70% затруднялись ответить на вопрос об эффективности влияния арттерапии в других видах деятельности, 30% предполагали вероятность такого использования.
6. 95% спортсменов предпочли такой вид арттерапи как изотерапия, 5% - работу с глиной и пластическими материалами.

Повторное анкетирование проводилось после 6 месяцев арттерапевти- ческой работы с командой. Были получены следующие результаты:
1. 80% опрошенных заметили повышение настроения, прилив сил и свежесть, 10% - желание подвигаться и у 10% все оставалось без изменений.
2. У 30% спортсменов усталость переживалась легче, а у 70% - усталость исчезала после тренингов.
3. 85% опрошенных после сеанса работалось легче, повышалась работоспособность и результативность, 15% не заметили каких-либо изменений.
4. У 55% спортсменов возникали трудности в освоении методов арт- терапии, но освоить их удалось, у 35% получались все упражнения, 10% затрудняются ответить.
5. 80% спортсменов считают возможны использование арттерапии в разных видах деятельности, 20% затрудняются ответить.
6. 60% опрошенных предпочли такой вид арттерапи как изотерапия, 20% работу с глиной и пластическими материалами, 10% сказкотерапия и 10% изготовление коллажа.

Таким образом, используемые технологии могут способствовать формированию чувства общности команды, ее сплочения, формированию ощущения значимости каждого члена команды; анализу своей стратегии взаимодействия с командой, обучению навыкам конструктивного взаимодействия с целью повышения результативности и улучшения микроклимата в команде; исследованию психотравмирующих факторов; преодолению личных страхов, тревоги, снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыкам психорегуляции; мотивированию; повышению уровня компетентности тренера и лидера в команде; коррекции негативные психоэмоциональных состояний; открытию новых физических возможностей; формированию адекватных механизмов психологической защиты.

Диденко А.А.

Отношение спортсменов к арттерапевтическим методам совладания со стрессом

Опубликовано 27.09.2019 00:26 | Просмотров: 327 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0